Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
В присутствии представителей
От уполномоченного органа - Администрация города Южно-Сахалинска:
- Кудрявцева Надежда Сергеевна (представитель по доверенности);
От заказчика - Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска:
- Романчук Галина Ивановна (представитель по доверенности);
- Попов Александр Сергеевич (представитель по доверенности);
От Общества с ограниченной ответственностью "НПО "Транспорт":
- Гравров Андрей Николаевич (представитель по доверенности);
- Янко Яна Вадимовна (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НПО "ТРАНСПОРТ" и материалы дела N 027/06/54.3-972/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "НПО "ТРАНСПОРТ" (далее - Заявитель) на действия уполномоченного органа - Администрации города Южно-Сахалинска, заказчика - Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Разработка новой схемы маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования городского округа "Город Южно-Сахалинск" (извещение N0161300000121000564 от 07.07.2021).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при составлении конкурсной документации, которые по существу сводятся к следующему:
1) конкурсные критерии не содержат конкретных измеримых значений для предусмотренных словосочетаний "не раскрывает сущность", "частично раскрывает сущность", полностью и детально раскрывает сущность". При этом конкурсная документация не содержит толкования и раскрытия данных словосочетаний;
2) показатель 2.2 конкурсных критериев не соответствуют правилам оценки, поскольку оценивают объем работ, не являющийся предметом данной закупки;
3) показатель 3.1 конкурсных критериев неправомерно оценивает наличие у участника конкурса специалистов, имеющих степени докторов и кандидатов географических наук;
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0161300000121000564 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 07.07.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): открытый конкурс в электронной форме.
Объект закупки: выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Разработка новой схемы маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 33 976 666 рублей 66 копеек.
Источник финансирования: Муниципальный бюджет.
Дата и время начала срока подачи заявок: 07.07.2021 09:33 (МСК+8).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 29.07.2021 10:00 (МСК+8).
В ходе проведения проверки Заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России поддержали доводы, изложенные в отзыве, просили признать жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N027/06/54.3-972/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу об обоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
1. В части доводов жалобы Заявителя о том, что конкурсные критерии не содержат конкретных измеримых значений для предусматренных словосочетаний "не раскрывает сущность", "частично раскрывает сущность", полностью и детально раскрывает сущность", Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из положений ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе следует, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи (ч. 5 ст. 32 Закона о контрактной системе).
Частью 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N1085) утверждены порядок и правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла" (п. 8 Постановления Правительства РФ N1085).
В соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ N1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Как следует из материалов дела, конкурсная документация содержит следующие критерии оценки заявок:
N |
Наименование критерия оценки (показателя, раскрывающего содержание критерия оценки) |
Коэффициент значимости критерия оценки (показателя) |
1 |
Цена контракта |
20% |
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
40% |
2.1 |
Описание последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы |
50% |
2.2 |
Предложения участника закупки по дополнению отчёта о научно-исследовательской работе разделами, содержащими практически значимые результаты (проекты документов), направленные на привлечение инвестиций в развитие пассажирского транспорта общего пользования по линии национальных проектов, федеральных программ, программ по финансированию со стороны институтов развития и банков развития |
50% |
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40% |
3.1 |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ |
30% |
3.2 |
Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
40% |
3.3 |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами |
30% |
|
Сумма величин значимости критериев оценки (показателей) |
100% |
Согласно п. 2 описания конкурсных критериев оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" производится по показателям 2.1 и 2.2, для каждого из которых используется 100-балльная шкала оценки.
Показателем 2.1 нестоимостных критериев определен критерий "Описание последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы", согласно которому оцениваются предложения участников закупки, содержащие описание последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы, представленные участниками закупки в заявке на участие в конкурсе, по каждой из задач научно-исследовательской работы.
Для показателя "Описание последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы" количество присуждаемых заявке i-го участника закупки баллов по показателю "Описание последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы" рассчитывается по формуле с использованием, в том числе, показателя "", определенного как количество баллов, присуждаемое заявке i-го участника закупки по показателю "Описание последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы".
В свою очередь оценка заявок по указанному критерию содержит следующие показатели:
- Предложение соответствует техническому заданию, полностью и детально раскрывает сущность, механизмы и порядок выполнения научно-исследовательской работы - 20 баллов за задачу;
- Предложение соответствует техническому заданию, но раскрывает сущность, механизмы и порядок выполнения научно-исследовательской работы частично - 10 баллов за задачу;
- Предложение отсутствует полностью либо не раскрывает сущность, механизмы и порядок выполнения научно-исследовательской работы, либо дублирует положения Технического задания, либо искажает суть научно-исследовательской работы - 0 баллов.
При этом материалами дела подтверждается, что конкурсная документация не содержит конкретных измеримых значений для предусмотренных словосочетаний "не раскрывает сущность", "частично раскрывает сущность", полностью и детально раскрывает сущность".
Следовательно, указанное условие не отвечает принципу создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, не отвечает целям проведения открытого конкурса в электронной форме в части определения лучших условий исполнения контракта и не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, наилучшим образом подходящего для целей исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком в нарушение требований ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлены условия оценки заявок по нестоимостному критерию, несоответствующие Закону о контрактной системе, постановлению Правительства РФ N1085, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Следовательно, рассматриваемый довод жалобы признается обоснованным.
2. Довод Заявителя о неправомерном установлении конкурсного критерия по показателю 2.2, выражающееся в не соответствии Закону о контрактной системе, правилам оценки, поскольку оценивают объем работ, не являющийся предметом данной закупки признается обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Как следует из материалов дела, конкурсные критерии, отраженные в конкурсной документации, предусматривают показатель 2.2, определенный как нестоимостной критерий с наименованием ""Предложения участника закупки по дополнению отчёта о научно-исследовательской работе разделами, содержащими практически значимые результаты (проекты документов), направленные на привлечение инвестиций в развитие пассажирского транспорта общего пользования по линии национальных проектов, федеральных программ, программ по финансированию со стороны институтов развития и банков развития". Величина значимости указанного показателя определена 50%.
Согласно описанию указанного показателя, при оценке заявок на участие в конкурсе по показателю "Предложения по дополнению отчёта" принимается во внимание количество дополнительных разделов отчёта о научно-исследовательской работе, не предусмотренных техническим заданием, содержащих в себе проекты документов, необходимые для привлечения финансирования по линии национальных проектов, федеральных программ, институтов развития и банков развития
Количество баллов, присуждаемых предложению i-го участника закупки по показателю "Предложения по дополнению отчёта" принимается равным количеству предложенных участником закупки дополнительных разделов отчёта о научно-исследовательской работе, содержащих практически значимые результаты (проекты документов), направленные на привлечение инвестиций в развитие пассажирского транспорта общего пользования по линии национальных проектов, федеральных программ, программ по финансированию со стороны институтов развития и банков развития.
За каждый дополнительный раздел отчёта о научно-исследовательской работе предложению i-го участника закупки присуждается 20 баллов.
Максимальное значение для показателя равно 100 баллам, что соответствует 5 дополнительным разделам отчёта о научно-исследовательской работе.
Вместе с тем, объектом закупки является выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Разработка новой схемы маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования городского округа "Город Южно-Сахалинск", целью которого является совершенствование системы транспортного обслуживания населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" общественным транспортом и обеспечение устойчивости функционирования пассажирского транспорта общего пользования в городском округе "Город Южно-Сахалинск" (п. 1.1 раздела "Техническое задание" конкурсной документации).
По смыслу приведенных положений Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N1085 целью оценки заявок в соответствии с конкурсными критериями является определение лучших условий исполнения контракта, в том числе такого участника закупки, который способен наилучшим образом исполнить государственный контракт.
Вместе с тем, условие конкурсного критерия по показателю 2.2 прямо предусматривает выполнение участником работ по разработке проектов документов, направленных на принятие заказчиком мер по привлечению инвестиций в развитие пассажирского транспорта общего пользования по линии национальных проектов, федеральных программ, программ по финансированию со стороны институтов развития и банков развития.
Вместе с тем, действия, необходимые к осуществлению участником закупки на этапе подачи заявки для получения баллов по показателю 2.2 конкурсных критериев, не соотносятся с объектом закупки, а также не предусмотрены к выполнению соответствующим описанием объекта закупки (техническим заданием).
Следовательно, показатель 2.2 конкурсного критерия не отвечает принципу создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, не отвечает целям проведения открытого конкурса в электронной форме в части определения лучших условий исполнения контракта и не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, наилучшим образом подходящего для целей исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком в нарушение требований ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлены условия оценки заявок по нестоимостному критерию, несоответствующие Закону о контрактной системе, постановлению Правительства РФ N1085, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Доводы Заявителя, указывающие на неправомерность присвоения конкурсных баллов по показателю 3.1 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" в части возможности начисления баллов по указанному показателю за наличие специалистов с ученой степенью доктора географических наук, кандидата географических наук, Комиссия Хабаровского УФАС России признает обоснованными в связи со следующими обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" оценивается наличие у участника конкурса специалистов, имеющих ученые степени докторов и кандидатов экономических, и/или географических наук (которые непосредственно будут принимать участие в выполнении работы).
Оценка осуществляется на основании информации, представленной участником конкурса и представленного полного комплекта следующих документов:
- копии всех страниц трудовых книжек, заверенные организацией-участником конкурса (свидетельствующих о приеме на работу к участнику конкурса, включая страницу с последней записью и следующей за ней незаполненную страницу), и (или) копия трудового договора;
- копии документа (-ов) о наличии ученой степени.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.08.1996 N127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N127-ФЗ) ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Указанная номенклатура является обязательной для всех ученых степеней, присуждаемых в рамках государственной системы научной аттестации.
Соответствующая номенклатура ученых степеней утверждена приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 N 118 (далее - Приказ N118), согласно которому к категории географических наук, по которой присуждаются ученые степени докторов и кандидатов географических наук, относятся следующие виды наук:
Раздел "Биологические науки":
- ботаника;
Раздел "Науки о Земле и окружающей среде":
- Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение;
- Гляциология и криология Земли;
- Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов;
- Геоморфология и палеогеография;
- Землеустройство, кадастр и мониторинг земель;
- Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия;
- Океанология;
- Науки об атмосфере и климате;
- Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия;
- Геоинформатика, картография;
- Геоэкология;
- Геодезия;
Раздел Исторические науки:
- История науки и техники.
Как указывалось ранее, объектом закупки определено выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Разработка новой схемы маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Таким образом, специалисты с ученой степенью докторов и кандидатов географических наук не соотносятся с рассматриваемым объектом закупки, начисление конкурсных баллов заявкам, представившим документы о специалистах с указанными научными званиями не отвечает целям проведения открытого конкурса в электронной форме в части определения лучших условий исполнения контракта и не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, наилучшим образом подходящего для целей исполнения контракта, в связи с чем доводы жалобы признаются обоснованными.
В действиях заказчика, уполномоченного органа устанавливается нарушение ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПО "ТРАНСПОРТ" на действия уполномоченного органа - Администрации города Южно-Сахалинска, заказчика - Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Разработка новой схемы маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования городского округа "Город Южно-Сахалинск" (извещение N0161300000121000564 от 07.07.2021) - обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган - Администрацию города Южно-Сахалинска, заказчика - Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска нарушившими требования ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу, заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления торгов, внесения изменений в конкурсную документацию.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 2 августа 2021 г. N 7-1/357
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2021