Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля и закупок Самбраш Л.В.,
в присутствии представителя заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения (далее - Заказчик): исполняющего обязанности руководителя Гурзы В.В. (на основании приказа от 11.06.2021 N 71-к),
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - Заявитель), уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на работы по капитальному ремонту участка теплосети котельной N 27 от ТК22 до ТК25 и вводов в МКД ул.Школьная 10; 10а;11; 12; 13, вводов МКД ул.Крашенинникова 10, протяженность 284,3 метра (далее - Работы) (извещение N 0138300002121000067), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем ЭА на выполнение Работ (закупка N 0138300002121000067) (далее - Закупка).
Извещение и документация о Закупке размещены на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) 15.07.2021; начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 5 326 018,00 руб.
22.07.2201 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об ЭА.
По мнению Заявителя:
1) в извещении о Закупке указана неверная дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об ЭА;
2) Заказчик нарушил сроки проведения электронного аукциона, тем самым нарушив часть 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
3) в документации об ЭА не установлено требование о том, что у участника закупки отсутствуют ограничения для участия в закупках в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) в проект контракта Заказчик не установил обязательное требование согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе;
5) Заказчик не установил в проекте контракта обязательные требования согласно части 30 статьи 34 Закон о контрактной системе),
6) в проекте контракта установлены не все надлежащие размеры штрафов за неисполнение Подрядчиком обязательств, не имеющих стоимостного выражения, в нарушение частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, в письме от 23.07.2021 N 1694/06 возразил следующее.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с привлечением средств бюджетов бюджетной системы (краевой, местный бюджеты) подготовлена смета на выполнение работ. Смета, прошла государственную экспертизу с выдачей положительного заключения N 41-1-1-2-011973-2021 от 18.03.2021. Таким образом Заказчик проектную документацию не размещал, поскольку предполагается проведение капитального ремонта участка теплосети.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливал следующие единые требования к участникам закупки - отсутствие у участников закупки ограничений для участия в закупках.
В проекте контракта установлены размеры штрафов для случая неисполнения Подрядчиком обязательств, не имеющих стоимостного выражения, в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. На основании пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончании срока предоставления участникам ЭА разъяснений положений документации об ЭА.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 данной статьи запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об ЭА с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 34 информационной карты документации об ЭА установлена дата окончания срока предоставления разъяснений документации об ЭА 20.07.2021.
В извещении, документации об ЭА установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в ЭА: 23.07.2021 года.
Следовательно, датой окончания срока предоставления разъяснений документации об ЭА должно быть 19.07.2021.
Таким образом, дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об ЭА установлена в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
В соответствии с частью 12.2. статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 данного Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
В приложении к документации об ЭА содержится локальная смета на капитальный ремонт участка теплосети котельной N 27 от ТК22 до ТК25 и вводов в МКД ул. Школьная, д.10;10а;11;12;13, вводов МКД ул. Крашенинникова 10, протяженность 284,3 метра. Проектная документация не включена в документацию о Закупке
Таким образом соблюдены условия части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В силу части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В документации в подпункте 9 пункта 22 содержится требование об отсутствии у участника Закупки ограничений для участия в закупке со словом "не установлено", в нарушение части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об ЭА.
Требования к содержанию проекта контракта установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В проекте контракта вышеуказанное требование не включено, в нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 данного закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 данного закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В проекте контракта установлено следующее условие:
"9.5. В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) дней предоставить Муниципальному Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение обязательств по Контракту в соответствии с условиями, которые указаны в настоящем разделе.
9.6. По Контракту должны быть обеспечены обязательства Подрядчика по возмещению убытков Муниципального заказчика, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту, а также обязанность по выплате неустойки (штрафа, пени), возврату аванса и иных долгов, возникших у Подрядчика перед Муниципальным заказчиком.
9.7. Обеспечение исполнения настоящего Контракта обеспечивает выплату Муниципальному заказчику Подрядчиком денежных средств в качестве возмещения убытков, которые последний может причинить вследствие невыполнения в полном объеме или ненадлежащего выполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту. Муниципальный заказчик вправе удерживать обеспечение исполнения Контракта до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено, а также для обеспечения требования уплаты штрафа (пени), начисленных в порядке, определенном настоящим Контрактом.
7.1. Подрядчик обязан:
12) Контракта, в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение не позднее 1 месяца со дня надлежащего уведомления Муниципальным заказчиком Подрядчика о необходимости сделать это. За каждый день просрочки исполнения Подрядчиком этого обязательства начисляется пеня".
Таким образом, Заказчиком соблюдены условия части 1 статьи 96, части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе. Заказчик включил в проект контракта обязательство подрядчика в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта, лицензии, предоставить новое обеспечение исполнения Контракта, следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об ЭА прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации об ЭА.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера штрафа установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В проекте Контракта документации об ЭА установлены обязательства Подрядчика, которые не имеют стоимостного выражения.
Вместе с тем, ответственность Подрядчика в случае неисполнения им обязательств не имеющих стоимостного выражения в Контракте в соответствии с пунктом 6 Правил не установлена в нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку ЭА не состоялся в связи с тем, что не подано ни одной заявки, основания для выдачи предписания отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части доводов Заявителя NN 1, 3, 4, 6.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 31, частей 8, 13 (пункт 2) статьи 34, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: Л.Б. Шиханова
Л.В. Самбраш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 28 июля 2021 г. N 041/06/64-338/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2021