Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
специалиста эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Косаревой Ю.С.,
специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля и закупок Самбраш Л.В.,
в присутствии представителя заказчика - Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал Усть-Камчатского сельского поселения (далее - Заказчик): Белова А.А. (по доверенности от 30.07.2021 N б/н),
в отсутствие заявителя общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - Заявитель), уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Водозабор хозяйственно-питьевого водоснабжения для с. Крутоберегово Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района" (далее - Объект) (закупка N 0138600001621000072), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем проведения ЭА на выполнение строительно-монтажных работ по Объекту (закупка N 0138600001621000072) (далее - Закупка). Извещение, документация о Закупке размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) 20.07.2021. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 8 845 970,00 рублей.
По окончанию срока подачи заявок на участие в ЭА не подано ни одной заявки, в связи с чем ЭА признан не состоявшимся.
28.07.2021 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об ЭА.
По мнению Заявителя:
1) в документации об ЭА установлено дополнительное требование к участнику Закупки, которое не соответствует объекту закупки и противоречит действующей редакции пункта 2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99;
2) Заказчик нарушил сроки проведения электронного аукциона, тем самым нарушив часть 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
3) Заказчик в документации об ЭА установил неверный объем работ, который Подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570.
Заказчик в письме от 04.02.2021 N 28 с доводами жалобы не согласился, сообщив следующее.
Условиями документации об ЭА в пункте 2.11 определено, что конкретные виды и объемы работ определяются по предложению подрядчика, включаются в контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять 30 % цены контракта.
Формулировка, указанная в постановлении N 570 "не менее 25 процентов", при буквальном ее прочтении, не содержит сведений (запретов) о верхнем пределе, в связи с чем размер, установленный заказчиком "30 процентов", не может являться нарушением установленных требований.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
На основании части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информация должна содержать требования к участникам ЭА, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31данного Федерального Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 частями 2 и 2.1 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно пункту 2.1 Приложения N 1 Постановления N 99, при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования о наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей.
Предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Водозабор хозяйственно-питьевого водоснабжения для с. Крутоберегово Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района" НМЦК превышает 5 млн. рублей и составляет 8 845 970,00 рублей.
Таким образом, к участникам Закупки должны быть предъявлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 2.1 Приложения N 1 Постановления N 99.
В пункте 11. Документации об ЭА установлены дополнительные требования: "наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
В извещении Заказчик установил, в том числе, следующие требования к участникам в соответствии с пунктом 2.1 приложения N 1 Постановления N 99, а именно; "наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей".
Комиссия, проанализировав извещение и документацию об ЭА, приходит к следующим выводам.
В пункте 11 документации об ЭА установленные дополнительные требования к участникам Закупки не соответствуют пункту 2.1 Приложения N 1 Постановления N 99.
Следовательно, информация в документации об ЭА о дополнительных требованиях к участникам Закупки не соответствует информации, установленной в соответствии с пунктом 2.1 приложения N 1 Постановления N 99, в нарушение части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, установленные дополнительные требования к участникам Закупки в извещении о проведении ЭА полностью соответствуют пункту 2.1 приложения N 1 Постановления N 99.
Следовательно, информация в документации об ЭА о дополнительных требованиях к участникам Закупки не соответствует информации, указанной в извещении о проведении ЭА, установленной в соответствии с пунктом 2 (1) приложения N 1 Постановления N 99, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 данной части.
В приложении к документации об ЭА содержится проект на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Водозабор хозяйственно-питьевого водоснабжения для с. Крутоберегово Усть-Камчатского сельского поселения Усть-Камчатского муниципального района".
В извещении о проведении ЭА указаны дата и время окончания подачи заявок - 28.07.2021 11:00, даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 29.07.2021, дата проведения аукциона в электронной форме - 30.07.2021.
Поскольку в документацию об ЭА включена проектно-сметная документация в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, датой и временем проведения ЭА должно быть: 28.07.2021 15:00.
Таким образом дата проведения ЭА: 30.07.2021, установлена в нарушение части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570), утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570 установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления N 570, конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" данного пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта. Таким образом в документации об ЭА должны составлять не менее 25%.
В пункте 2.11. документации об ЭА содержаться следующие положения. "Возможные виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту: В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 в ред. от 20.11.2018 N 1384 указанные виды и объемы работ включаются в документацию в случае, если объектом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
Виды и объемы работ Подрядчик согласовывает с Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения проектной документации.
ОБЪЕМЫ указанных в настоящем пункте работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, должны в совокупном стоимостном выражении составлять 30 % цены контракта - исходя из сметной стоимости таких работ, предусмотренной проектной документацией.
Конкретные виды и объемы работ из числа указанных в настоящем пункте документации видов и объемов работ, определенные по предложению подрядчика, включаются в контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять 30 % цены контракта".
Таким образом, объем работ, который подрядчик обязан выполнить самостоятельно, не противоречит размеру, установленному Постановлением N 570.
Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Выявленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части доводов жалобы NN 1, 2.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 31, части 1 статьи 64, части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что не подано ни одной заявки на участие в электронном аукционе и электронный аукцион признан несостоявшимся.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ___________________ Ю.С. Косарева
___________________ Л.В. Самбраш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 3 августа 2021 г. N 041/06/64-356/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2021