Резолютивная часть решения оглашена "03" августа 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "05" августа 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель: руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
главный специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей
ТОГКУ "Тамбовавтодор" - _.,
в отсутствие представителей комитета государственного заказа Тамбовской области и ООО "Джули", уведомленных о времени и дате рассмотрения надлежаще,
рассмотрев посредством видеоконферец-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джули" (далее - Заявитель, Общество) на действия ТОГКУ "Тамбовавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Сосновочка на автомобильной дороги "Тамбов-Шацк"- Сосновка-Староюрьево-Первомайский км 15+100 (извещение N 0164200003021002162) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) опубликовал 12.07.2021 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок извещение N 0164200003021002162 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Сосновочка на автомобильной дороги "Тамбов-Шацк" - Сосновка-Староюрьево-Первомайский км 15+100 (далее - Конкурс).
Заказчик - Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Тамбовавтодор".
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 162 340,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 02.08.2021 на момент окончания срока подачи заявок подана одна заявка, которая признана комиссией Заказчика соответствующей.
Согласно протоколу подведения итогов Конкурса от 02.08.2021 комиссией Заказчика принято решение о признании победителем участника, подавшего единственную заявку.
ООО "Джули", считая документацию Конкурса несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России. Заявитель указывает, что действия Заказчика, установившего порядок и шкалу оценок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не позволяющие выявить лучшие условия исполнения контракта, ограничивают конкуренцию и нарушают требования Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085.
При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, Обществом не представлены обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы ООО "Джули" как участника закупки, в том числе, в части ограничения его участия в закупке.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, пояснения сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Приложении N2 к конкурсной документации Заказчиком установлен порядок и критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости критериев.
Первым критерием конкурса является стоимостной критерий оценки заявок "Цена контракта". Коэффициент значимости критерия - 0,6.
Вторым критерием оценки заявок является нестоимостной критерий оценки заявок: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов". Коэффициент значимости критерия - 0,4.
В пунктах 3, 4 Правил оценки заявок Приложения N2 к конкурсной документации Заказчиком указано следующее:
"3. Для оценки заявок по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" учитываются только исполненные контракты (договоры) генерального подряда, заключенные не ранее 2019 года и исполненные до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейных объектов капитального строительства, каждый из которых заключен на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей конкурсной документации.
4. Документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме (отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе):
- копии исполненных контрактов (договоров) генерального подряда, заключенные не ранее 2019 года и исполненные до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейных объектов капитального строительства, каждый из которых заключен на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей конкурсной документации, с приложением:
- копий дополнительных соглашений к контрактам (договорам) в части изменения сроков, видов и стоимости выполнения работ (при наличии),
- копий всех составленных в ходе исполнения контракта (договора) актов выполненных работ, содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете",
- копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)".
Изучив приведенный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что установление в порядке оценки документации Конкурса по показателю нестоимостного критерия оценки условия о том, что копии исполненных контрактов (договоров), применяемых к оценке, должны быть на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта, неправомерно, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Кроме того, тот факт, что по показателю нестоимостного критерия оцениваются исключительно контракты (договоры), которые заключены не ранее 2019 года и исполнены до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока (например, за 3, 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в нарушение норм Закона о контрактной системе Заявитель не представил обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы Общества как участника закупки, в том числе в части ограничения его участия в закупке.
Установлено, что ООО "Джули" не является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, то есть оно не сможет принять участие в рассматриваемой закупке и, как следствие, права и законные интересы Общества действиями Заказчика нарушены быть не могут.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка, в связи с чем Заказчиком не применялся порядок оценки, установленный в Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что оснований для выдачи предписания не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" обоснованной.
2. Признать Заказчика - ТОГКУ "Тамбовавтодор" нарушившим ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова
Исп.: Козлова Н.Е., тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 5 августа 2021 г. N 068/06/54.3-621/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2021