Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 августа 2021 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления - ..., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок ..., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок ..., с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - НСК" (далее также - "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - НСК", заявитель), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик, государственное казённое учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (далее - ГКУ ЯО "Ярдорслужба", заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности ..., ...;
уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности ...;
оператор, общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ", участие представителя не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - НСК" на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Ростов - Иваново - Нижний Новгород с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Ростовском муниципальном районе Ярославской области (извещение N 0171200001921001458) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
28.07.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - НСК" на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба", и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Ростов - Иваново - Нижний Новгород с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Ростовском муниципальном районе Ярославской области (извещение N 0171200001921001458) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, конкурсная документация составлена и утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушениями законодательства о контрактной системе: в проектной документации установлены в форме требований к техническим характеристикам закупаемых работ (используемых материалов и оборудования) требования к производителям товаров (АО "ВИК "ТЕНЗО-М", ООО "Минимакс-94"), что является недопустимым согласно требованиям законодательства о контрактной системе.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав позиции представителей заказчика и уполномоченного органа, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 16.07.2021 размещено извещение N 0171200001921001458 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Ростов - Иваново - Нижний Новгород с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Ростовском муниципальном районе Ярославской области вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 89 830 569,60 руб.
Согласно части 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в числе прочего наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт участка автомобильной дороги Ростов - Иваново - Нижний Новгород с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Ростовском муниципальном районе Ярославской области, в связи с чем уполномоченным органом в единой информационной системе в составе конкурсной документации размещена проектная документация, утвержденная в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Изучив проектную документацию, Комиссия установила, что в подразделе 3 "Автоматический пункт весового и габаритного контроля (АПВГК)" тома 3.3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" указанной проектной документации применительно к оборудованию и материалам по позициям 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2, 3.3, 4.1, 6.1, 6.2, 6.3, 7.1 таблицы содержится в числе прочего указание на завод-изготовитель АО "ВИК "ТЕНЗО-М", применительно к оборудованию и материалам по позициям 8, 8.1, 8.2, 9, 10, 11 таблицы - указание на завод-изготовитель ООО "Минимакс-94".
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87).
В пункте 3 Постановления N 87 предусмотрено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Соответственно, наличие проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, является основанием для использования в описании объекта закупки указания на товарный знак, поскольку замена требуемого оборудования на "эквивалент" повлечет вероятную несовместимость товаров, подлежащих монтажу в ходе строительства объекта, и отсутствие взаимодействия таких товаров с другими товарами, используемыми заказчиком на строящемся объекте, а также невозможность выполнить работы по капитальному ремонту в соответствии с проектной документацией, что нарушает принцип эффективности закупки.
В рассматриваемом случае включение в конкурсную документацию в форме требований к техническим характеристикам закупаемых работ (используемых материалов и оборудования) требований к производителям товаров (АО "ВИК "ТЕНЗО-М", ООО "Минимакс-94") обусловлено конструктивными решениями объекта капитального ремонта с учетом его назначения в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлением N 87.
Исследовав и оценив материалы дела, Комиссия приходит к выводам, что в рассматриваемом случае обжалуемые положения конкурсной документации являются допустимыми и не нарушают требований законодательства о контрактной системе, поскольку направлены на полное раскрытие необходимой информации и исключение возможности каких-либо злоупотреблений; заказчик надлежащим образом исполнил требования пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к ограничению количества потенциальных участников закупки, к созданию одним участникам закупки преимуществ перед другими, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - НСК" (ИНН 5410080270, ОГРН 1195476043487) на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (ИНН 7627013227, ОГРН 1027601604469), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Ростов - Иваново - Нижний Новгород с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Ростовском муниципальном районе Ярославской области (извещение N 0171200001921001458) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 6 августа 2021 г. N 076/06/54.3-744/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2021