Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Управления;
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи":
- <_> - представителя по доверенности от 28.07.2021,
- <_> - представителя по доверенности от 26.04.2021,
- <_> - представителя по доверенности от 26.07.2021,
со стороны уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области:
- <_> - представителя по доверенности от 26.07.2021,
со стороны подателя жалобы ИП Болдырева Р.А.:
- <_> - представителя по доверенности от 06.05.2021,
рассмотрев жалобу ИП <_> на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Поставка реагентов диагностических" (извещение N 0155200002221000454 от 13.07.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи", руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
21.07.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ИП _> на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Поставка реагентов диагностических" (извещение N 0155200002221000454 от 13.07.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи".
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 28.07.2021 в 14 часов 30 минут.
Во исполнение писем ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20, от 29.05.2020 N МЕ/45733/20 жалоба рассмотрена в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции.
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку:
1) информация о сроке поставке товара, указанная в информационной карте документации об электронном аукционе, не соответствует информации, указанной в извещении и проекте контракта,
2) исходя из положений проекта контракта заказчиком установлено условие об оплате поставленного контракта за пределами срока действия контракта, что нарушает требования статьи 34 Закона о контрактной системе и Бюджетного кодекса РФ,
3) описание объекта закупки по позиции N 1 "ВИЧ1/ВИЧ2 нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот" в части установления дополнительной характеристики "Лиофилизированная готовая реакционная смесь" ограничивает количество участников закупки, так как возможно предложение товара единственного производителя ЗАО "Вектор Бест".
При рассмотрении жалобы представитель ИП <_> поддержал доводы жалобы в полном объеме.
На рассмотрении жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 27.07.2021 N 1531, пояснив, что считают жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного органа указала, что доводы жалобы являются необоснованными, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
13.07.2021 уполномоченным органом для нужд заказчика на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155200002221000454, а также документация о проведении электронного аукциона "Поставка реагентов диагностических".
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 452 489,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 21.07.2021 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 22.07.2021.
Дата проведения электронного аукциона - 23.07.2021.
ИКЗ 212583702721558370100101120012120244.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Как установлено Комиссией Управления в извещении о проведении электронного аукциона в ЕИС указано следующее:
В пункте 7 информационной карты документации об электронном аукционе указано аналогичным образом: Поставка Товара осуществляется с даты заключения контракта по 01.12.2021 года по заявке Заказчика. С момента получения заявки Поставщик обязан поставить товар в течение 15 рабочих дней.
В пункте 4.2 проекта государственного контракта определено, что "Поставка товара осуществляется с даты заключения контракта по 01.12.2021 года по заявке Заказчика. С момента получения заявки Поставщик обязан поставить товар в течение 15 рабочих дней".
Таким образом, информация о сроке поставке товара, указанная в информационной карте документации, проекте контракта, извещении, не противоречит друг другу.
При этом пункт 5.1 проекта контракта, на который ссылается заявитель в жалобе содержит следующее указание: Остаточный срок годности Товара на дату поставки составляет для позиций 1- 3 - не менее 9 месяцев, для позиции 4-7 - не менее 48 месяцев от общего срока годности установленного изготовителем, и не содержит текст, приведенный в составе жалобе.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя согласился с возможной допущенной технической ошибкой при формировании жалобы в части первого довода.
2. В пункте 3.4 проекта контракта указано, что оплата по Контракту осуществляется Заказчиком по факту поставки Товара, предусмотренного Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) в течение 30 календарных дней с даты подписания Заказчиком Акта приема-передачи Товара (Приложение N 2 к Контракту). Форма оплаты - безналичный расчет.
Пунктом 4.2 проекта контракта предусмотрено, что поставка товара осуществляется с даты заключения контракта по 01.12.2021 года по заявке Заказчика. С момента получения заявки Поставщик обязан поставить товар в течение 15 рабочих дней.
В пункте 10.1 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу с даты заключения и действует до 31.12.2021 года, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения Сторонами обязательств по Контракту.
По мнению заявителя, срок оплаты товара в данной редакции проекта контракта фактически определяет возможность для оплаты заказчиком поставленного товара по истечении 15 дней после срока действия контракта, т.е. после 31.12.2021.
Вместе с тем, Комиссия Управления считает рассматриваемый довод жалобы необоснованным, учитывая следующее.
Пунктом 4.2 проекта контракта предусмотрено, что поставка товара должна быть произведена в срок по 01.12.2021. При этом данный пункт дополнительно содержит условие о поставке товара по заявке в течение 15 рабочих дней.
Оплата поставленного товара согласно пункту 3.4 проекта контракта осуществляется в течение 30 календарных дней с даты подписания акта-приема передачи товара, что соответствует положениям части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что пунктом 10.1 проекта контракта также предусмотрено, что контракт действует до полного исполнения Сторонами обязательств по Контракту в части взаиморасчетов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения проекта контракта соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, а рассматриваемый довод жалобы является необоснованным.
3. Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при формировании описания объекта закупки заказчику надлежит использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Объектом настоящей закупки является поставка реагентов диагностических.
Характеристики подлежащих поставке реагентов установлены в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе).
Дополнительно правила описания объекта закупки определяются исходя из Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ определено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (за исключением определенных случаев, которые на рассматриваемую закупку не распространяются).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В позиции N 1 Описания объекта закупки установлены следующие требования:
Наименование товара |
Код КТРУ (при наличии) / код ОКПД2 |
Наименование характеристики |
Значения характеристики |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик в описании* |
ВИЧ1/ВИЧ2 нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот |
21.20.23.110-00005371 |
Метод |
Количественный |
Описание позиции КТРУ |
Принцип исследования |
Обязательное наличие реакции обратной транскрипции с детекцией в режиме реального времени |
Для стандартизации процедуры исследования и уменьшения времени исполнения анализа, для снижения риска контаминации и влияния человеческого фактора. |
||
Чувствительность (предел обнаружения) |
Не менее 20 МЕ/мл |
Для обнаружения инфицирования пациента ВИЧ инфекцией в максимально короткие сроки с момента заражения, для возможности выполнения референсных исследований |
||
Количество выполняемых тестов |
|
Необходимое количество тестов для выполнения требуемого количества исследований |
||
Лиофилизированная готовая реакционная смесь |
Наличие |
Для стандартизации процедуры исследования и уменьшения времени исполнения анализа, для снижения риска контаминации, для обеспечения стабильно высокой эффективности амплификации (100 |
В КТРУ присутствует позиция
При этом единственной характеристикой, имеющейся в КТРУ является метод - количественный.
Иные характеристики дополнены заказчиком самостоятельно, при этом приведено обоснование необходимости их использования.
По мнению заявителя, установление дополнительной характеристики "Лиофилизированная готовая реакционная смесь" ограничивает количество участников закупки, так как возможно предложение товара единственного производителя ЗАО "Вектор Бест".
В качестве подтверждения данного довода представителем заявителя представлены копии инструкций на наборы реагентов "РеалБест ВИЧ ПЦР" (ЗАО "Вектор-Бест", 2020), "ВИЧ-ген количественный" (ДНК-Технология, 2010), "АмплиСенс ВИЧ-Монитор-FRT" (ФБУН "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии", 2017).
При рассмотрении жалобы представители заказчика указали, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции для ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи" одними из важнейших условий проведения исследований являются скорость, точность и качество при выявлении результата исследования, а также удобство использования реагентов.
Комиссия Управления отмечает, что описание объекта закупки является одним из важнейших и основополагающих действий заказчика. От того, на сколько объективно и полно будет составлено описание объекта закупки зависит степень достижения заказчиком цели закупки в виде удовлетворения той или иной государственной нужды за счет бюджетных средств.
При этом антимонопольный орган не вправе умалять право заказчиков на самостоятельное описание объекта закупки исходя из потребностей, в данном случае, учреждений здравоохранения.
Вместе с тем, правила описания объекта закупки основаны на соблюдении баланса интересов заказчика, выступающего от имени государства, и участников закупки с точки зрения исполнения требований статьей 8, 33 Закона о контрактной системе, в части неукоснительного соблюдения принципов конкуренции.
Как следует из правоприменительной практики ФАС России установление заказчиком характеристик товара, которые соответствуют его потребностям, не должно указывать на единственного производителя товара при наличии в принципе различных видов изделий, оборудования, которые являются сравнимыми по своим техническим и качественным показателям.
При этом в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указано, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В рассматриваемом случае Комиссией Управления установлено, что описание объекта закупки по обжалуемой позиции N 1 осуществлено заказчиком в рамках Закона о контрактной системе исходя из собственных потребностей на основании специфики деятельности учреждения.
Обоснование установленных характеристик, оценивается достаточно субъективно, в том числе и Комиссией антимонопольного органа в рамках контрольных мероприятий согласно Закону о контрактной системе. В рассматриваемом случае заказчик указал соответствующее обоснование.
Позиция заявителя сводится к необходимости изъятия рассматриваемой характеристики из Описания объекта закупки. Однако, заявителем не приведено доказательств, что иные товары (реагенты) при отсутствии в составе лиофилизированной готовой реакционной смеси в полной мере удовлетворяют потребности заказчика.
При рассмотрении жалобы представителями заказчика представлены для обозрения Комиссии Управления, полученные при подготовке к осуществлению настоящей закупки коммерческие предложения на поставку необходимого заказчику товара, в том числе по позиции N 1 Описания объекта закупки. Так, заказчиком получены три коммерческих предложения о поставке набора "РеалБест ВИЧ ПЦР" от различных хозяйствующих субъектов, что подтверждает возможность поставки данного товара различными участниками закупок.
При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <_> на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Поставка реагентов диагностических" (извещение N 0155200002221000454 от 13.07.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика - ГБУЗ "Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи", необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 28 июля 2021 г. N 058/06/106-671/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2021