Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
- <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
- <_> - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
со стороны подателя жалобы - ООО "СТИГМАТРАНС" представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
со стороны заказчика - ГБУЗ "Бессоновская районная больница": <_> - представителя по доверенности,
со стороны уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области: <_> - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" на положения документации при проведении уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика ГБУЗ "Бессоновская районная больница" аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт кровли, наружных стен, окон, помещений, систем электроснабжения, теплоснабжения, вентиляции, водоснабжения, водоотведения здания Чемодановской участковой больницы ГБУЗ "Бессоновская РБ", расположенной по адресу: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная, 18" (извещение N 0155200002221000487 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.07.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
28.07.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "СТИГМАТРАНС" на положения документации при проведении уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика ГБУЗ "Бессоновская районная больница" аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт кровли, наружных стен, окон, помещений, систем электроснабжения, теплоснабжения, вентиляции, водоснабжения, водоотведения здания Чемодановской участковой больницы ГБУЗ "Бессоновская РБ", расположенной по адресу: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная, 18" (извещение N 0155200002221000487 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.07.2021).
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 04.08.2021 в 10 часов 30 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям законодательства в сфере закупок, в частности:
- положения проекта контракта не содержат Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466;
- проект контракта не содержит положений о неприменении штрафных санкций при нарушении обязательств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, что является обстоятельством непреодолимой силы и основанием для освобождения от ответственности за ненадлежащее исполнение условий контракта, а также основанием для возможного изменения условий контракта.
На рассмотрении жалобы представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 03.08.2021 N 1317, указала, что считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представитель уполномоченного органа поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 03.08.2021 N 351, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
21.07.2021 Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0155200002221000487 о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт кровли, наружных стен, окон, помещений, систем электроснабжения, теплоснабжения, вентиляции, водоснабжения, водоотведения здания Чемодановской участковой больницы ГБУЗ "Бессоновская РБ", расположенной по адресу: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная, 18".
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 045 452,79 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 21.07.2021 15:41.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.07.2021 09:00.
Дата проведения электронного аукциона - 29.07.2021.
ИКЗ 212580901270758090100100540010000000.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 утверждены Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных.
В соответствии с пунктом 13 первой части информационной карты документации об электронном аукционе установлена обязанность участника закупки привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15 (пятнадцать) процентов от цены контракта.
Комиссией Управления при рассмотрении жалобы установлено, что параграф 6 проекта контракта "Привлечение Подрядчиком третьих лиц для выполнения работ (оказания услуг)" содержит положения, установленные Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466.
В связи с изложенным Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
2. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Указанное положение отражено Заказчиком в пункте 10.11 проекта государственного контракта.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 определено, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Согласно письму Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем, является обстоятельством непреодолимой силы.
В соответствии с частью 65 статьи 112 Закона о контрактной системе в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Управления отмечает, что указанные выше положения Закона о контрактной системе распространяли свое действие на правоотношения по исполнению контрактов в 2020 году.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако Заявитель таким правом не воспользовался, запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе в адрес Заказчика не направил.
Учитывая, что условия, обязательные для включения в проект контракта, приведены в статье 34 Закона о контрактной системе, возможность применения сторонами части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе не ставится в зависимость от наличия или отсутствия перечисленных выше условий в контракте, в связи с чем, Комиссия Управления считает, что рассматриваемый довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" на положения документации при проведении уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика ГБУЗ "Бессоновская районная больница" аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт кровли, наружных стен, окон, помещений, систем электроснабжения, теплоснабжения, вентиляции, водоснабжения, водоотведения здания Чемодановской участковой больницы ГБУЗ "Бессоновская РБ", расположенной по адресу: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная, 18" (извещение N 0155200002221000487 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.07.2021), необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 4 августа 2021 г. N 058/06/106-676/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021