Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кузнецку (далее также - ОМВД России по городу Кузнецку) - <_>;
в отсутствие подателя жалобы - представителя ООО "Норма", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Норма" на положения документации при проведении заказчиком Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кузнецку аукциона в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, за счет средств федерального бюджета 2021 года. расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Комсомольская, 17, для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за счет средств федерального бюджета 2021 года" (извещение N 0355100015221000001 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.07.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
27.07.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Норма" на положения документации при проведении заказчиком Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кузнецку аукциона в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, за счет средств федерального бюджета 2021 года. расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Комсомольская, 17, для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за счет средств федерального бюджета 2021 года" (извещение N 0355100015221000001 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.07.2021).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует законодательству о контрактной системе, поскольку:
1) не содержит дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99;
2) в единой информационной системе не в полном объеме размещена проектно-сметная документация на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 03.08.2021 в 14 часов 30 минут.
Жалоба рассмотрена дистанционно посредством интернет-видеоконференции с использованием сервиса TrueConf.
Представитель муниципального заказчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу 02.08.2021 за исх. N 20354.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
19.07.2021 ОМВД России по городу Кузнецку на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0355100015221000001 о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, за счет средств федерального бюджета 2021 года. расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Комсомольская, 17, для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за счет средств федерального бюджета 2021 года".
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 180 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 28.07.2021 09:00.
Дата проведения электронного аукциона - 28.07.2021.
ИКЗ 211580300544658030100100110014329243.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке) под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее - Дополнительные требования).
Из пункта 2(4) Дополнительных требований следует, что при закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, к участникам закупки предъявляется следующее дополнительное требование:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки указанному дополнительному требованию, являются:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Объектом настоящей закупки является выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, за счет средств федерального бюджета 2021 года. расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Комсомольская, 17, для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за счет средств федерального бюджета 2021 года.
Из анализа извещения о проведении электронного аукциона N 0355100015221000001 и документации об электронном аукционе следует, что в нарушение частей 2, 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
С учетом изложенного данный довод жалобы признается Комиссией обоснованным.
2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства".
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в части 12.2 статьи 48 ГрК РФ.
Из вышеуказанных положений ГрК РФ следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничиться подготовкой раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства".
Как следует из пояснений заказчика, им разработана смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства - административного здания, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Комсомольская, 17. Данная смета размещена в единой информационной системе в составе документации об электронном аукционе, в связи с чем обязанность, предусмотренная пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчиком исполнена.
Податель жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств обоснованности довода жалобы, в частности, невозможности определения потребности заказчика и, как следствие, формирования участником закупки ценового предложения, не представил. В связи с изложенным довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
В рамках проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления дополнительно установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Частью документации об электронном аукционе N 0355100015221000001 является проект государственного контракта (приложение N 3 к аукционной документации).
В соответствии с пунктом 8.15 проекта государственного контракта, в случае, если по итогам электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, и такой аукцион проводился на право заключить контракт, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке.
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 миллиона рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 миллионов рублей до 50 миллионов рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) контракта, если цена контракта составляет от 50 миллионов рублей до 100 миллионов рублей (включительно);
а) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 миллиона рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 миллионов рублей до 50 миллионов рублей (включительно);
1 процент контракта, если цена контракта составляет от 50 миллионов рублей до 100 миллионов рублей (включительно).
Установленные в проекте государственного контракта размеры штрафов, определяемые в зависимости от цены контракта, соответствуют актуальной редакции пункта 5 Правил. При этом с 14.08.2019 слова "в виде фиксированной суммы, определяемой" исключены из текста данного пункта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011.
Таким образом, пункт 8.15 проекта государственного контракта частично не соответствует действующей редакции постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, что является нарушением части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в документацию об электронном аукционе включается информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона, и иные сведения.
Извещение N 0355100015221000001 о проведении электронного аукциона содержит следующую информацию относительно сроков завершения работ по контракту:
При этом, согласно положениям аукционной документации, срок выполнения работ: с момента заключения государственного контракта по 15 декабря 2021 года (пункт 19 Информационной карты электронного аукциона). В соответствии с пунктом 2.1 проекта государственного контракта, срок выполнения работ также установлен с момента заключения государственного контракта по 15 декабря 2021 года. Указание на окончание капитального ремонта 15.12.2021 также содержится в Протоколе начальной (максимальной) цены контракта (Приложение N 1 к аукционной документации).
Таким образом, между извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией имеются разночтения в части сроков выполнения работ по контракту. В связи с изложенным не выполняются положения части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, которая предполагает, что извещение и документация содержат одну и ту же информацию о закупке.
Предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения соответствующих изменений в извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию выдано Комиссией Управления по результатам рассмотрения жалобы ИП <_>, в связи с чем необходимость повторной выдачи заказчику аналогичного предписания отсутствует.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Норма" на положения документации при проведении заказчиком Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кузнецку аукциона в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, за счет средств федерального бюджета 2021 года. расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Комсомольская, 17, для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за счет средств федерального бюджета 2021 года" (извещение N 0355100015221000001 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.07.2021) частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 2, 4, 5 статьи 31, части 8 статьи 34, пункта 2 статьи 42, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, ответственность за что установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 3 августа 2021 г. N 058/06/106-683/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2021