резолютивная часть решения объявлена 28.07.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме N0104200002121000027 "Средняя школа на 500 мест по ул.Калмыкова 165, в с.п. Куба, Баксанского района КБР", руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14, дистанционно с использованием программного обеспечения "TrueConf",
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса. Согласно жалобе, конкурсная документация утверждена с нарушениями.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить процедуру проведения закупки, признать жалобу обоснованной, а также выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган предоставил письменный отзыв на жалобу, в соответствии с которыми считает жалобу заявителя необоснованной.
Рассмотрев доводы заявителя, указанные в жалобе, и изучив письменные пояснения сторон и материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
11.06.2021 г. в 17ч.32-м. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - http://www.rts-tender.ru) был размещен открытый конкурс в электронной форме N0104200002121000027 "Средняя школа на 500 мест по ул.Калмыкова 165, в с.п. Куба, Баксанского района КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта 414 356 837 руб. 15 коп.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Довод заявителя о том, что заказчиком в конкурсной документации установлены несоответствующие Закону о контрактной системе критерии оценки заявок, а именно установлена минимальная стоимость контрактов подлежащих оценке в размере 50% начальной (максимальной) цены контракта, а также факт оценки контрактов исполненных именно за последние три года, не нашел своего подтверждения, в силу следующего.
В силу ч.68 ст.112 Закона о контрактной системе до 01.01.2024 г. закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе проектной документации такой конкурс проводится с учетом особенностей, в частности, информация, предусмотренная п.п.4 - 6 ч.3 ст.54.2 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации не указывается.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных п.5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла" (п.8 Правил).
В силу п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П.11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п.27 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный ч.16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст.34 и ч.56 ст.112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров); б) общее количество исполненных контрактов (договоров); в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно конкурсной документации, установлен следующий порядок оценки заявок:
1. С целью оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается значимость критерия "Цена контракта" в размере 60%.
2. С целью оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме устанавливается значимость критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в размере 40%.
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующего показателя:
|
Показатели критерия |
Значимость показателя, % |
Коэффициент значимости показателя |
1. |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
100 |
1,0 |
При оценке по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" учитывается информация участника открытого конкурса в электронной форме о наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров) за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
При этом минимальная стоимость выполненных работ по каждому контракту и (или) договору должна составлять 50% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который, проводится открытый конкурс в электронной форме. При оценке учитываются только контракты (договоры), по которым участник закупки выступал в качестве генерального подрядчика.
Комиссией установлено, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, не противоречит Правилам, следовательно довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Комиссией в рамках проведенной на основании ст. 99 Закона о контрактной системе проверки, установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с расчетом начальной (максимальной) цены контракта сметная стоимость технологического оборудования составляет - 82 499 992 руб. 4 коп., что составляет более 19% от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с проектной документацией предусмотрена поставка не монтируемого оборудования, мебели, инвентаря (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим): квадрокоптер, шлем виртуальной реальности, 3D принтер, ноутбук, МФУ, набор игрушек и настольных игр, комплект портретов великих химиков, активный сабвуфер, вокальная радиосистема UHF-диапазона, облучатель бактерицидный настенный, кресло стоматологическое электромеханическое, шкафы, диваны, стулья.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа сообщил, что закупаемое не монтируемое оборудование, включено в проект в связи с тем, что строительство объекта осуществляется в рамках национального проекта - под ключ.
Вместе с тем, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства, не может быть объектом отдельной закупки и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта или одновременно с процессом строительства объекта.
Следовательно, Уполномоченным органом, Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки медицинского оборудования, мебели, инвентаря, иной техники что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в конкурсной документации требования, способствующие ограничению количества участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу заявителя необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п.1 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 29 июля 2021 г. N 007/06/54.3-809/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2021