Резолютивная часть решения оглашена 28.07.2021
В полном объеме решение изготовлено 02.08.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Турэксперт", при участии в дистанционном режиме:
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Красиной Н.А., действующего на основании доверенности N 49 от 21.12.2021,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Зинохиной Е.С., действующего на основании доверенности N 48 от 21.12.2020,
- представителя Управления культуры Администрации города Челябинска Репича О.Б., действующего на основании доверенности от 27.07.2021,
- представителя Управления культуры Администрации города Челябинска Войтюка Е.В., действующего на основании доверенности от 27.07.2021,
- представителя ООО "Турэксперт" Савиной Ю.Р., действующего на основании доверенности N 014/21-Т от 21.04.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 21.07.2021 поступила жалоба ООО "Турэксперт"на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению программы "Успешный питчинг" в рамках IV Международного кинофестиваля "Предчувствие" (изв. N 0169300000121000593) (далее - конкурс).
Согласно представленным документам 24.06.2021 Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинск объявило о проведении конкурса.
Заказчиком выступило Управление культуры Администрации города Челябинска.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 000 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 22.07.2021.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Турэксперт" контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и пояснил, что в конкурсной документации неправомерно установлен показатель опыта выполнения работ несопоставимого характера, так как область организации мероприятий не имеет существенного значения для оценки опыта оказания услуг, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Заказчик и уполномоченный орган предоставили письменные пояснения и указали, что установление показателя опыта выполнения работ, сопоставимого объема и характера, является правом заказчика, при этом установление опыта оказания услуг по организации и проведению кинофестивалей обусловлено спецификой мероприятий. При этом на участие в конкурсе подано несколько заявок, в которых участники закупки предоставили опыт оказания услуг, соответствующий требованиям документации о закупке.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила) "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В пункте 27 Правил указано, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть показатели, предусмотренные пп. "а" - "д" п. 27 Правил.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющие участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
Пунктом 27 Правил предусмотрено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
- деловая репутация участника закупки.
Таким образом, требования к показателю опыта оказания услуг должны отвечать двум признакам: сопоставимости характера и объема услуг, при этом значение сопоставимости определяется заказчиком самостоятельно с учетом специфики описания объекта закупки.
В пункте 12.1 части 2 информационной карты документации о закупке указано, что одним из показателей критерия "квалификация участника закупки" является опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
При этом, в порядке оценки заявок по указанном показателю предусмотрено, что заказчиком оценивается количество успешно исполненных контрактов и (или) договоров на оказание услуг по организации и проведению кинофестивалей, ведения деятельности в сфере кинопроизводства и кинопоказа не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В том числе для расчета баллов участников закупки предусмотрена шкала оценки:
- 0 контрактов (договоров) - 0 баллов;
- от 1 до 2 (включительно) контрактов (договоров) - 20 баллов;
- от 3 до 4 (включительно) контрактов (договоров) - 40 баллов;
- от 5 до 6(включительно) контрактов (договоров) - 60 баллов;
- от 7 до 10 (включительно) контрактов (договоров) - 80 баллов;
- свыше 10 контрактов (договоров) - 100 баллов.
Из технического задания следует, что в перечень услуг по организации мероприятия входят в том числе (п. 1-6 таблицы "характеристики и состав оказываемых услуг":
- формирование и организация работы исполнительной дирекции программы "успешный питчинг";
- разработка концепции программы "успешный питчинг";
- разработка регламента проведения программы "успешный питчинг";
- анкетирование и предварительный мониторинг уровня подготовки участников программы и обработка заявок;
- организация работы по формированию состава спикеров программы "успешный питчинг";
- разработка плана мероприятий программы "успешный питчинг".
При этом, из описания указанных услуг следует, что исполнитель должен подготовить концепцию и регламент проведения мероприятия, определить состав участников и спикеров мероприятия, то есть осуществить деятельность, непосредственно связанную с особенностями проведения кинофестивалей.
Таким образом, показатель сопоставимого характера услуг выражен в наличии опыта организации мероприятий в той же области, которая является предметом закупки, что не противоречит пункту 27 Правил. При этом, Правилами не ограничено право заказчика раскрывать основания и содержание показателя опыта оказания услуг, сопоставимого характера.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из протокола рассмотрения вторых частей заявок от 27.07.2021 следует, что на участие в конкурсе подано 3 заявки, в том числе заявка заявителя, при этом два участника закупки представили документы, подтверждающие опыт оказания услуг в области организации и проведения кинофестивалей (7 контрактов представлено Безрук А.С., 10 контрактов - ООО "Коннект"), что свидетельствует о наличии конкурентной среды при проведении закупки и не позволяет сделать вывод об обоснованности доводов жалобы.
Следует отметить, что приведенные заявителем ссылки на судебную практику (по делам N А40-195614/14, А56-25525/15, А40-163916/16) не могут быть приняты во внимание, так как обстоятельства и доказательства, которые оценивались судами, не могут быть признаны относимыми к существу рассматриваемого спора.
Из пункта 27 Правил слеудует, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" является опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в конкурсной документации заказчик, определив опыт оказания услуг, сопоставимого характера, не раскрыл, что является опытом оказания услуг сопоставимого объема, в нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, подпункта "б" пункта 27 Правил.
Принимая во внимание, что на участие в закупке подано 3 заявки, начальная (максимальная) цена контракта снижена до 3 800 000,00 рублей, а также тот факт, что 2 участниками закупок в составе вторых частей заявок предложены документы, подтверждающие наличие у них опыта оказания услуг по организации и проведению кинофестивалей, ведения деятельности в сфере кинопроизводства и кинопоказа, антимонопольный орган принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Турэксперт" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение подпункта "б" пункта 27 Правил, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 августа 2021 г. N 074/06/105-1946/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2021