Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Европа" на действия Уполномоченного органа - АМО Динской район при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Капитальный ремонт благоустройства БОУ СОШ N 10 МО Динской район" (извещение N 0318300028421000175) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Уполномоченным органом Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует результат оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - АМО Динской район проводился открытый конкурс в электронной форме: "Капитальный ремонт благоустройства БОУ СОШ N 10 МО Динской район" (извещение N 0318300028421000175).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 686 596,49 руб.
В соответствии с ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Предельные величины значимости каждого критерия установлены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085).
Заявитель в жалобе указывает, что содержание протокола N 0318300028421000175 от 23.07.2021 подведения итогов открытого конкурса в электронной форме противоречит нормам Закона о контрактной системе. Участник закупки ООО "ОРТУС" признан победителем конкурса необоснованно.
На участие в закупке было подано две заявки. Все поступившие заявки были признаны соответствующими требованиям конкурсной документации и положениям Закона о контрактной системе.
Отстраненных от участия в конкурсе заявок участников - нет.
Согласно положениям конкурсной документации, для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, комиссия осуществляет оценку заявок, предложений участников закупки в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, с использованием следующих критериев:
1. Цена контракта.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - КВАЛИФИКАЦИЯ). В отношении нестоимостного критерия оценки КВАЛИФИКЦИЯ конкурсной документацией были предусмотрены показатели: общее количество исполненных контрактов (договоров) и количество специалистов.
В соответствии с положениями Раздела 10 конкурсной документации оценка проводилась по двум критериям:
Критерии оценки заявок |
Максимальная оценка в баллах по критерию |
Значимость критерия, |
Коэффициент значимости |
Максимальный рейтинг по критерию |
Максимальный итоговый рейтинг |
1. Цена контракта (стоимостной) |
100 баллов |
60% |
0,60 |
60 баллов |
100 баллов |
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (нестоимостной) |
100 баллов |
40% |
0,40 |
40 баллов |
В составе заявки Заявителя предоставлена информация о наличии 8 исполненных контрактов, ООО "ОРТУС" - 66 контрактов.
Довод Заявителя об отсутствии у ООО "ОРТУС" опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера не нашел подтверждения.
В заявке участника ООО "ОРТУС" предоставлены документы, подтверждающие опыт участника. Недостоверность указанных договоров не установлена.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 23.07.2021 N 0318300028421000175 все участники соответствуют требованиям документации. Победителем конкурса признан ООО "ОРТУС".
Заявитель не согласен с результатом оценки по критерию квалификация.
Согласно ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
По результатам внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Пунктом 27 Правил предусмотрено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 28 Правил предусмотрено оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п.10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого Заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного п.11 Правил.
Так, в п.11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Пунктами 23 и 24 Правил установлен порядок расчета количества баллов, присуждаемых участникам закупки при оценке заявок таких участников по нестоимостным критериям оценки.
В Разделе 10 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" Заказчиком установлено, что Оценка заявок производится с использованием не менее 2 критериев оценки заявок, установленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Сумма величин значимости показателей оценки по критерию "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера* и объема" равна 100%, в том числе "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" равна 50%, "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" равна 50%.
Наименование показателя критерия |
Значение |
Величина значимости показателя критерия оценки в процентах |
Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
Опыт участника по выполнению работ сопоставимого* характера и объема |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров), (за исключением договоров субподряда) за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие закупке |
50 |
Количество баллов, присуждаемых по значению показателя, определяется по формуле:
где: Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; КЗ - коэффициент значимости значения показателя.
Максимальный балл при наибольшем значении. |
-Копии исполненных контрактов (договоров) -Копии акта(ов) приемки выполненных работ, подтверждающих выполнение работ по предоставленным копиям контрактов (договоров). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. |
Опыт участника по выполнению работ сопоставимого* характера и объема |
Общее количество исполненных контрактов (договоров), (за исключением договоров субподряда) за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке |
50 |
Количество баллов, присуждаемых по значению показателя, определяется по формуле:
где: Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; КЗ - коэффициент значимости значения показателя.
Максимальный балл при наибольшем значении. |
-Копии исполненных контрактов (договоров) -Копии акта (ов) приемки выполненных работ, подтверждающих выполнение работ по предоставленным копиям контрактов (договоров). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. |
ИТОГО |
|
100 |
|
|
*под выполнением работ сопоставимого характера понимается выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства и (или) благоустройства.
Согласно Раздела 10 конкурсной документации по показателю критерия "Квалификация" оценивается общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера в качестве генерального подрядчика за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по контрактам (договорам).
Комиссией установлено, что по показателю "общее количество исполненных контрактов" оцениваются исключительно контракты (договоры), которые исполнены не ранее чем за 3 года до даты подачи заявок на участие в конкурсе, что может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
Изложенный довод подтверждается решением ФАС России от 29.01.2021 N 21/44/105/77.
Вместе с тем, из требований части 1, части 4, части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 следует, что опыт выполнения работ участником закупки определяется выполнением работ, связанных с предметом контракта, а также успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема.
Из Письма Минэкономразвития России от 23.11.2015 N Д28и-3507 "О сведениях и документах, подтверждающих квалификацию участника закупки" следует, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Учитывая изложенное, ни объем, ни характер работ, как категории, не могут быть определены в зависимости от вида работ.
Установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ исключительно по капитальному ремонту объектов капитального строительства и (или) благоустройства, ограничивающих участие хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
В этой связи следует учитывать, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Более того, требования Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт исполнения контракта (договора).
Таким образом, в действиях Заказчика содержатся нарушения требований статьи 8, п. 8) ч. 1 ст. 54.3, п. 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 в части подтверждения опыта работы исключительно контрактами (договорами) по капитальному ремонту объектов капитального строительства и (или) благоустройства за последние 3 года, что содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ч.6 ст.106 и на основании ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Европа" необоснованной. Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки по критериям, указанным в п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе. Обжаловать такие результаты возможно в судебном порядке.
2. По результатам неплановой проверки признать в действиях Заказчика (комиссии) - МБОУ МО Динской район "СОШ N 10 имени братьев Игнатовых" нарушение части 1, части 4, части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300028421000172).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 августа 2021 г. N 1145/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2021