Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителей государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Городская клиническая больница N 2 имени братьев Губиных" и заявителя ООО "Тиафарм", рассмотрев жалобу ООО "Тиафарм" на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N 2 имени братьев Губиных" (414057, г. Астрахань, ул. Кубанская, д. 1) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения: набор базовый для внутривенных вливаний (реестровый N 0325300003921000069), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 27.07.2021 поступила жалоба ООО "Тиафарм" (далее - Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N 2 имени братьев Губиных" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения: набор базовый для внутривенных вливаний (реестровый N 0325300003921000069) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей аукционных заявок нарушила требования Закона о контрактной системе, а именно не отклонила заявки участников, предложивших товар иностранного производства.
Рассмотрение жалобы было назначено на 02.08.2021 на 10 часов 00 минут.
Представители Заказчика и Заявителя на рассмотрение жалобы не явились, к интернет-видеоконференции не подключились.
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлен перерыв до 03.08.2021 10 часов 00 минут.
Представители Заказчика и Заявителя на рассмотрение жалобы не явились, к интернет-видеоконференции не подключились.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
12.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается в том числе, информация, указанная в статье 42 названного Федерального закона.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд" (Постановление N 102).
Указанным постановлением утверждены перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1) и перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В перечень N 2 включены устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, в том числе, набор базовый для внутривенных вливаний (п. 1 перечня N 2), являющийся объектом закупки.
В соответствии с пп. б п. 2 Постановления N102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N1 или перечень N2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
В соответствии с п. 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, аукционная комиссия при рассмотрении заявок обязана руководствоваться положениями пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе с учетом положений пп. б пункта 2 Постановления N102.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 22.07.2021, аукционные заявки участников закупки ЗАО НПО "Гарант" (N8), ИП Черак Н.В. (N 3), ИП Легай О.Т. (N 1), ООО "Тиафарм" (N4), ИП Соколовой В.В. (N9) и АО "ББ Груп" (N7) были признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Победителем в электронном аукционе аукционная комиссия Заказчика признала ЗАО НПО "Гарант" (N8).
Однако, проанализировав вторые части заявок участников закупки, Комиссия установила, что заявки участников закупки ЗАО НПО "Гарант" (N8), ИП Черак Н.В. (N 3), ИП Легай О.Т. (N 1) содержат предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранного государства, а именно: Германия, Китай, Германия соответственно, в то время как заявки участников закупки ООО "Тиафарм" (N4), ИП Соколовой В.В. (N9) содержат предложения о поставке изделий российского происхождения различных производителей, заявка АО "ББ Груп" (N7) - предложение о поставке изделий российского происхождения и произведенных в Республике Беларусь.
Указанное обстоятельство в силу пункта 2 Постановления N102 является основанием для отклонения заявок ЗАО НПО "Гарант" (N8), ИП Черак Н.В. (N 3) и ИП Легай О.Т. (N 1).
Однако аукционная комиссия Заказчика проигнорировала условие, содержащееся в пункте 2 Постановления N102, и в нарушение пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе признала заявки участников закупки ЗАО НПО "Гарант" (N8), ИП Черак Н.В. (N 3) и ИП Легай О.Т. (N 1) соответствующими требованиям аукционной документации.
Данные действия аукционной комиссии Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
Таким образом, жалоба Заявителя является обоснованной.
Также в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в аукционной документации.
В п. 7 информационной карты аукционной документации установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 " Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (перечень N 1).
В соответствии с п. 18 информационной карты аукционной документации, устанавливающим требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона (при наличии таких требований), по условиям ограничения и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 " Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") участник закупки предоставляет копию сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Однако набор базовый для внутривенных вливаний, являющийся объектом закупки, включен в перечень N 2, утвержденный Постановлением N 102 (п. 1), а не в перечень N 1, утвержденный указанным постановлением.
При этом согласно пп. "б" п. 2 Постановления N 102 условием отклонения заявок является не только факт того, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений), но и факт того, что такие заявки содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий, и содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции согласно п. 3 Постановления N 102 является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Однако Заказчиком в аукционной документации указанные положения Постановления N 102 не отражены.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
Таким образом, Заказчик, установив в аукционной документации ограничения допуска иностранных товаров по перечню N 1, утвержденному Постановления N 102, вместо установления ограничения допуска иностранных товаров по перечню N 2, утвержденному указанным постановлением, а также не определив требования к составу второй части заявки на участие в аукционе с учетом положений пп. "б" п. 2 и п. 3 Постановления N 102, нарушил ч. 3 ст. 14, ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Указанное нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе при утверждении аукционной документации не может повлиять на выбор победителя аукциона, поскольку, участники закупки, предложившие к поставке товар российского и белорусского происхождения, в составе своих заявок приложили документы, предусмотренные пп. "б" п. 2 и п. 3 Постановления N 102.
При этом поскольку допущенные аукционной комиссией Заказчика вышеописанные нарушения повлекли неправильное определение победителя, Комиссия Управления считает необходимым выдать аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тиафарм" на действия аукционной комиссии государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N 2 имени братьев Губиных" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения: набор базовый для внутривенных вливаний (реестровый N 0325300003921000069) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N 2 имени братьев Губиных" нарушившей пункт 3 часть 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения: набор базовый для внутривенных вливаний (реестровый N 0325300003921000069).
3. Выдать предписание аукционной комиссии государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N 2 имени братьев Губиных" об устранении нарушений пункта 3 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения: набор базовый для внутривенных вливаний (реестровый N 0325300003921000069).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В. Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 августа 2021 г. N 030/06/69-1019/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021