На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 313 от 28.06.2021 о проведении документарной плановой проверки года, приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 327 от 13.07.2021, в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку действий (бездействия) Заказчика - Администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тротуара в асфальтовом исполнении по Красноармейскому пр. (от пересечения с д. 28 ул. Нестерова и до проезда (ул. Северная)) в г. Гатчина.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
13.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) по адресу: www.zakupki.gov.ru были размещены извещение о проведении аукциона с извещением N 0145300008921000246 и аукционная документация.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Инспекция установила, что Заказчиком для товара "Скамья" установлены требования, в том числе, к следующим показателям (характеристикам):
- "Толщина стали";
- "Порода древесины";
- "Соединение бруска с металлом - требуется мебельный болт М6*40 мм".
Для товара "Урана" Заказчиком установлены требования, в том числе, к следующим показателям (характеристикам):
- "Сечение профильной трубы";
- "Толщина стенки профильных труб";
- "Порода древесины бруска";
- "Соединение бруска с металлом - требуется мебельный болт М6*40 мм";
- "Марка стали";
- "Толщина стали";
- "Временное сопротивление";
- "Относительное удлинение, не менее".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом включение в аукционную документацию излишних требований к характеристикам товара, а именно, включение в аукционную документацию требований, являющихся компонентами товаров, без соответствующих обоснований в аукционной документации, носит избыточный характер и может привести к ограничению количества участников закупки.
Инспекция пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в части того, что к поставляемому товару предъявлены излишние требования, не связанные с указанным товаром.
Инспекция установила, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.07.2021 N0145300008921000246-1спорные показатели не послужили причиной для отказа в допуске заявки.
Таким образом, Инспекция пришла к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на процедуру осуществление закупки, в связи с чем принято решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Инспекция на основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Приказа
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе;
2. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на процедуру осуществления закупки;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 29 июля 2021 г. N 047/06/99-1701/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2021