Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
от Заказчика - Администрации муниципального образования "Красносельское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Джули", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8556 от 23.07.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по газоснабжению пос. Красносельское.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, документация об открытом конкурсе в электронной форме размещены Заказчиком 01.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 899 797,03 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в соответствии с которым Заказчик оценивает только опыт исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Комиссия установила, что в соответствии с приложением N 1 к информационной карте конкурсной документации для оценки заявок участников конкурса Заказчик в конкурсной документации устанавливает следующие критерии:
1) стоимостной критерий оценки: Цена контракта;
2) нестоимостной критерий оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Оценка заявок участников конкурса по нестоимостному критерию осуществляется с использованием следующих показателей:
- "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", значимость показателя равна 100%, коэффициент значимости показателя равен 1,0. Сумма максимального значения в баллах по показателю составляет 100;
Коэффициент значимости критерия: 0,4.
В рамках показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" учитываются при оценке контракты (договоры) предметом, которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейных объектов капитального строительства.
Оцениваются контракты (договоры), заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сведения о которых содержатся в реестре контрактов на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) со статусом "исполнение завершено" или "исполнение прекращено" (по соглашению сторон), заключенных и исполненных за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме, со стоимостью каждого такого исполненного контракта (договора) не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 1085).
В конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (п.10 Правил N 1085).
Согласно п. 11 Правил N 1085 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "Квалификация", показателей такого критерия, указанных в п. 27.2 Правил N 1085.
В соответствии с п. 27.2 Правил N 1085 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров); б) общее количество исполненных контрактов (договоров); в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В приложении N 1 к информационной карте конкурсной документации заказчиком определен порядок оценки заявок, определены критерии оценки: ценовой "цена контракта" и неценовой "Квалификация", в рамках критерия "Квалификация" определен показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", соответствующий требованиям пп. "а" п. 27.2 Правил N 1085. Иные показатели неценовых критериев оценки в документации не устанавливались.
Согласно абз. 5 пп. "б" п. 27.3 Правил N 1085 для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным п. 27.2 Правил N 1085, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке следующий вид контрактов (договоров): контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида, предусмотренного пп. а п. 27.3 Правил N 1085.
Согласно абз. 2 пп. "а" п. 27.3 Правил N 1085 контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия.
Согласно приложению N 1 к информационной карте конкурсной документации Заказчиком определен вид контрактов (договоров), соответствующий абз. 5 пп. "б" п. 27.3 Правил N 1085 - контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейных объектов капитального строительства, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сведения о которых содержатся в реестре контрактов в ЕИС со статусом "исполнение завершено" или "исполнение прекращено" (по соглашению сторон), заключенных и исполненных за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме, со стоимостью каждого такого исполненного контракта (договора) не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта.
Иные требования к виду контрактов, к виду объекта капитального строительства при оценке по показателю критерия "Квалификация" конкурсная документация не содержит.
Комиссия установила, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме.
С учетом положений п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению в отношении документов, подтверждающих квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме
Таким образом, согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе заказчик наделен правом определения в конкурсной документации требований к документам, подтверждающим квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме, то есть к контрактам, подтверждающим заявленные сведения по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов".
Установление Заказчиком в документации требований к оцениваем контрактам (договорам) в части определения их стоимости, срокам заключения и исполнения соответствует требованиям п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, не противоречит требованиям п. 11, 27.2, 27.3 Правил N 1085.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств наличия каких-либо ограничений, ставших следствием установления Заказчиком требований о представлении в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, довод заявителя о несоответствии порядка оценки заявок по показателю критерия "Квалификация" требованиям Правил N 1085, не находит своего подтверждения.
Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация" установлен Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Правил N 1085.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Джули" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 июля 2021 г. N 047/06/54.3-1692/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021