Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области":
в отсутствие представителей Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области.
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Спецавтотрак", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8641 от 26.07.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по заделке деформаций и повреждений покрытий на автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Остров - Лазурное" км 0+000 - км 6+500 (выборочно) в Выборгском районе Ленинградской области.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, документация об открытом конкурсе в электронной форме размещены Заказчиком 06.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 984 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заявитель ошибочно полагает, что порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - Порядок) рассмотрения и оценки заявок "ведет к исключительно субъективной оценке заказчиком заявок, поданных на участие в закупке".
Комиссия установила, что в соответствии с Порядком, в рамках показателя "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки" (далее - Качество) оценивается наличие или отсутствие предложения в отношении установленных в документации оцениваемых характеристик по всем видам работ, установленным в документации, в рамках каждой стадии выполнения работ. Соответственно, с учетом того, что предметом оценки является наличие или отсутствие предложения, степень детализации такого предложения не влияет на результаты оценки. Заказчиком однозначно определены оцениваемые характеристики:
- организационно-технические мероприятия;
- привлекаемые трудовые ресурсы;
- контроль качества выполнения работ;
- правила обеспечения безопасности при выполнении работ;
- организация работы по обеспечению охраны труда;
- используемое оборудование, инвентарь, средства
При этом, в п. 5.6 Описания объекта закупки установлены три стадии выполнения работ, в соответствии с которыми участниками готовится предложение в отношении оцениваемого критерия.
Заказчик также устанавливает, что в соответствии с положениями документации установлена точная шкала оценки, предполагающая безусловное начисление определенного количества баллов пропорционально представленному предложению по критерию:
0 баллов - за отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одной стадии выполнения работ;
10 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом такое описание всех стадий выполнения работ представлено частично (определение понятию "частично" приведено на странице 5 Приложения N 1 к информационной карте - описание стадии выполняемых работ не содержит описания всех видов работ и/или описание хотя бы одного вида работ представлено не в полном объеме), (определение "не в полном объеме" содержится в сноске 8 Приложения N 1 к информационной карте - предложение не содержит описания выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик);
30 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы одной стадии выполнения работ представлено в полном объеме (определение "в полном объеме" содержится в сноске 7 Приложения N 1 к информационной карте - предложение содержит описание выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик);
60 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы двух стадий выполнения работ представлено в полном объеме;
100 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание всех стадий выполнения работ представлено в полном объеме.
Комиссия установила, что определенное количество баллов начисляется за фактический конкретный объем предложения, содержащийся в заявке участника закупки, без возможности переоценки таких сведений или субъективного подхода к оценке представленных сведений вне зависимости от детализации предложения участника.
Исходя из представленной информации, установленный в документации порядок оценки заявок по критерию "Качество" зависит от сведений, представленных в заявках участников и присваиваемым количеством баллов.
Представитель Заказчика пояснил, что Заявителем не учитывается, что в соответствии с п. 1.2 проекта контракта, работы выполняются в соответствии, в том числе, с Качественными, функциональными и экологическими характеристиками объекта закупки (Приложение N 4 к Контракту), которое включается на основании заявки победителя конкурса, при наличии такого предложения. Соответственно, именно предложенное в составе заявки описание качественных характеристик объекта закупки определяет порядок исполнения обязательств по предлагаемому к заключению контракта.
Представитель Заказчика также указал, что указание Заявителя на Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N99-ПП) в части необходимости оценки квалификации не находит своего подтверждения ввиду того, что Заявитель ссылается на п. 2(3) Приложения 1 к Постановлению Правительства N99-ПП, однако Заявитель не учитывает, что указанным Приложением утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Вместе с тем, способом обжалуемой Заявителем закупки является открытый конкурс в электронной форме, в связи с чем установление дополнительных требований, утвержденных Постановлением N99-ПП, законодательством в сфере закупок не предусмотрено.
Комиссия установила, что в соответствии с Порядком, 100 баллов присваивается заявке, содержащей предложение о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание всех стадий выполнения работ представлено в полном объеме. Соответственно, для получения максимального количества баллов участникам следует учесть все виды работ, предусмотренные документацией об открытом конкурсе в электронной форме, при этом отсутствие хотя бы одного вида работ приводит к отсутствию закрепленного порядка исполнения обязательств по контракту в Приложении N 3 к контракту, что однозначно может привести к разногласиям при определении надлежащего качества работ при выполнении предусмотренных контрактом работ (раздел 6 проекта контракта). Кроме того, в соответствии с п. 7.1.1 проекта контракта Заказчик обязан принять от Подрядчика надлежащим образом выполненные Работы, предусмотренные Контрактом, при этом именно Приложение N 3 к контракту определяет условия выполнения работ, которые проверяются при приемке выполненных работ.
Представитель Заказчика пояснил, что отсутствие описания хотя бы одной стадии в полном объеме понимается Заказчиком как недостаточное изучение положений документации, приводящее к невозможности однозначного определения намерения участника исполнить все обязательства по контракту в полном объеме. При этом, при учете представления описания по более, чем половине стадий (2 из 3 стадий) Заказчиком определено начисление пропорционального представленным в составе заявки сведениям о качественных характеристиках объекта закупки количества баллов по критерию "Качество".
Заказчик указывает, что им однозначно определена шкала оценки, предусматривающая начисление пропорционального количества баллов в зависимости от представленного предложения в составе первой части заявки, при этом гипотетические расчеты заявителя о количестве начисляемых конкурсной комиссией баллов, а также теоретические ценовые предложения участников, получивших то или иное количество баллов, не могут являться подтверждением ошибочной позиции заявителя.
Заявитель полагает, что отсутствие информации о типах и степени повреждений не позволяет участникам определить условия исполнения контракта. Между тем, в соответствии с п. 5.1 Описания объекта закупки, до начала производства работ, но не позднее чем через 10 рабочих дней после заключения государственного контракта Подрядчик, совместно с Заказчиком, уточняет объемы производства работ по конкретным адресам, в соответствии с приложением N1 к Описанию объекта закупки. Так, указанным Приложением N 1 к Описанию объекта закупки является форма Акта уточнения адресов производства работ по заделке деформаций, предусматривающая фотофиксацию характерных дефектов, позволяющих однозначно определить объемы работ, при этом в Приложении N 1 к указанному акту сторонами указываются адреса участков автодороги, а также объем работ по полосам движения.
Более того, вопреки указанному в жалобе предположению об отсутствии отражения типов повреждений, пунктом 2 Описания объекта закупки установлено, что целью работ является устранение деформаций и повреждений покрытий (заделка выбоин, просадок, выкрашивания) асфальтобетонной смесью, горячей, плотной, мелкозернистой марки 1, тип Б.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки в полной мере соответствует статьи 33 Закона о контрактной системе, позиция Заявителя основана на недостаточном изучении документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Проанализировав представленные сторонами документы и пояснения, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика при установлении конкурсной документации нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спецавтотрак" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 2 августа 2021 г. N 047/06/54.3-1709/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2021