Резолютивная часть решения объявлена 02.08.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.08.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "___" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"___"- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"___"- специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" и подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "СТИГМАТРАНС" (далее - ООО "СТИГМАТРАНС"),
рассмотрев жалобу (вх. N 3532 от 27.07.2021 г.) ООО "СТИГМАТРАНС" (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10, корп. 1, этаж 1, пXXI оф.4, ИНН: 9704012954, КПП: 770401001, ОГРН: 1207700085383, дата регистрации: 26.02.2020 года) на положения аукционной документации электронного аукциона N 0312300049321000008 "Ремонт проезжей части ул. Ондар Лопсан в с. Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна Республики Тыва, общей протяжённостью - 0,5 км, шириной покрытия - 6 м", начальная (максимальная) цена контракта: 5 257 520,00 рублей и проведя внеплановую документарную проверку положений документации электронного аукциона N 0312300049321000008 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес муниципального заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "СТИГМАТРАНС" документация электронного аукциона N 0312300049321000008 не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе:
1 в нарушение требований статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком предъявляются излишние требований к составу первой части заявки;
2 в нарушение части 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлен штраф для случая неисполнения Исполнителем обязательств, не имеющих стоимостного выражения.
Рассмотрев жалобу и проведя внеплановую документарную проверку положений документации электронного аукциона N 0312300049321000008, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Муниципальным заказчиком - Администрацией муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.07.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300049321000008 "Ремонт проезжей части ул. Ондар Лопсан в с. Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна Республики Тыва, общей протяжённостью - 0,5 км, шириной покрытия - 6 м", начальная (максимальная) цена контракта: 5 257 520,00 рублей.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Как было указано выше, объектом закупки электронного аукциона N 0312300049321000008 является "Ремонт проезжей части ул. Ондар Лопсан в с. Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна Республики Тыва, общей протяжённостью - 0,5 км, шириной покрытия - 6 м".
В соответствии с пунктом 20 Информационной карты документации электронного аукциона N 0312300049321000008 "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 ФЗ-44, должна содержать (при заполнении заявки необходимо изучить Часть 5. Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе документации об ЭА):
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 25.06.2020 года N ИА/53616/20 разъяснила, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Приложением N 2 к проекту контракта документации электронного аукциона N 0312300049321000008 установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ и являющиеся строительными материалами.
С учетом изложенного и в силу требований пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе N 0312300049321000008 должна содержать исключительно согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Таким образом, муниципальным заказчиком - Администрацией Муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в документации электронного аукциона N 031230004931000008 неправомерно установлено требование к содержанию первой части заявки.
2. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 года N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее Правила).
Разделом 10 проекта контракта документации электронного аукциона N 031230004931000008 установлена ответственность сторон за ненадлежащее исполнение условий контракта.
В ходе проверки проекта контракта документации электронного аукциона N 031230004931000008 на соответствие требованиям Закона о контрактной системе и Правил, в части ответственности сторон, нарушений не установлено.
На основании изложенного довод подателя жалобы об не установлении заказчиком в проекте контракта документации электронного аукциона N 031230004931000008 штрафа для случая неисполнения Исполнителем обязательств, не имеющих стоимостного выражения не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее:
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Такие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
Так, пункт 2(3) приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 99 предусматривает необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей о наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом, стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупок дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Объектом закупки электронного аукциона N 0312300049321000008 является "Ремонт проезжей части ул. Ондар Лопсан в с. Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна Республики Тыва, общей протяжённостью - 0,5 км, шириной покрытия - 6 м", начальная (максимальная) цена контракта: 5 257 520,00 рублей, то есть выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
С учетом изложенного и в силу требований части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 99, муниципальный заказчик - Администрация муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" обязан был установить в извещении электронного аукциона N 0312300049321000008 и в документации электронного аукциона N 0312300049321000008 дополнительные требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(3) Приложения N 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации.
Комиссией Тывинского УФАС России в ходе проверки извещения и документации электронного аукциона N 0312300049321000008 установлено отсутствие в указанных документах дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2(3) постановления Правительства Российской Федерации N 99, что является нарушением части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные выше нарушения законодательства о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения ответственность за которые установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СТИГМАТРАНС" обоснованной.
2. Установить в действиях муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в документации электронного аукциона N 031230004931000008 неправомерного требования к содержанию первой части заявки;
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" нарушение части 4 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в извещении и документации электронного аукциона N 031230004931000008 дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(3) Приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99.
4. Выдать муниципальному заказчику - Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" и оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председатель Комиссии |
"___" |
Члены Комиссии |
"___" "___" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 5 августа 2021 г. N 017/06/105-182/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2021