Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - руководитель Крымского УФАС России Е.К.Костюшин; члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А.Кочетова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - Заказчик) - Дубовик А.В., Шитькова Е.Н. (по доверенности),
- ООО "Орто-Инновации Крым" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом; посредством телефонной связи участвовал генеральный директор Кирилов А.В.;
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым" (извещение N0275100000121000134) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3. Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям
оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с разделом IV. "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" установлены следующие нестоимостные критерии оценки, величины значимости этих критериев, порядок оценки и сопоставления заявок:
Нестоимостной критерий оценки | |||||
2 |
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Квалификация участников закупки, в том числе: |
40 |
0,40 |
Rb |
2.1. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера" (количественное выражение) |
|
0,4 |
b1 |
||
2.2. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера" (стоимостное выражение) |
0,6 |
b2 |
|||
Совокупная значимость вех критериев в процентах |
100 |
|
Нестоимостной критерий оценки:
1."Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Величина значимости критерия - 40%
Коэффициент значимости критерия - 0,4
2.1. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема"
Оценка показателя (баллы) - 100
Коэффициент значимости показателя - 0,4
По данному критерию оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей, получателям в рамках контрактов/договоров за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта/договора по вине участника.
При этом, количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 45 штук.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями всех страниц контрактов/договоров, включая дополнительные соглашения к ним, и актами выполненных работ.
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
b1 = КЗ х 100 х (Ki/Kmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
2.2. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема"
Оценка показателя (баллы) - 100
Коэффициент значимости показателя - 0,6
По данному критерию оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей) исчисляемый в рублях по контрактам/договорам за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта/договора по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должно быть не менее 6 220 617,00 (Шесть миллионов двести двадцать тысяч шестьсот семнадцать рублей 00 копеек).
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями всех страниц контрактов/договоров, включая дополнительные соглашения к ним, и актами выполненных работ.
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
b2 = КЗ х 100 х (Ki/Kmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Формула расчета рейтинга, присуждаемого заявке по данному критерию оценки:
Rb = КЗ х (b1 + b2)
где:
КЗ - коэффициент значимости критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
b1, b2 - рейтинг по показателю критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Rb - рейтинг (количество баллов) i - й заявки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком не установлен предельный максимальный показатель по нестоимостным критериям оценки, что позволяет крупным компаниям предоставлять неограниченное количество контрактов (договоров) за 3 года и ведет к снижению и ограничению конкуренции для других участников товарного рынка, не имеющих такого опыта как у крупных компаний.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно разделу III. Описание объекта закупки в рамках закупки осуществляется выполнение работ по изготовлению протез голени для купания в количестве 15 штук и протеза бедра для купания в количестве 30 штук. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 220 617,00 руб.
Заказчиком в конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки заявки участника закупки "Квалификация участников конкурса в том числе, наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" со значимостью критерия - 40%. Данный критерий состоит из двух показателей:
1) Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема. Коэффициент значимости показателя - 0,4.
По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей, получателям в рамках контрактов/договоров за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта/договора по вине участника.
При этом, количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 45 штук.
2) Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема. Коэффициент значимости показателя - 0,6.
По данному показателю оценивается у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей) исчисляемый в рублях по контрактам/договорам за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта/договора по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должно быть не менее 6 220 617,00 руб.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Пунктом 28 Правил установлено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Таким образом, установление предельных величин значимости нестоимостных критериев оценки является правом заказчиком, и не предусмотрено в обязательном порядке действующим законодательством.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что исходя из положений Закона о контрактной системе Заказчик вправе самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестомостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, также пояснил, что при установлении нестоимостных критериев оценки была учтена практика антимонопольного органа по данному вопросу.
Комиссия Крымского УФАС отмечает, что нормами Правил и Закона о контрактной системе не определено содержание показателей нестоимостных критериев.
Таким образом, Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки", в том числе, в части определения показателей оценки и их содержания с учетом действующего законодательства о контрактной системе для обеспечения выявления лучших условий исполнения контракта.
Конкурсная документация не содержит основания для отказа участникам закупки в допуске к участию в проводимом конкурсе, такого как отсутствие опыта выполнения работ по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
В рассматриваемом случае закупки проводятся способом открытого конкура в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к участию в торгах, иное документально не доказано.
Таким образом, использованные заказчиком показатели и порядок оценки не противоречат требованиям Правил, не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность участия в рассматриваемой закупке, либо о несоответствии спорных положений конкурсной документации законодательству о контрактной системе.
Комиссия Крымского УФАС России при принятии решения руководствуется сложившейся судебной практикой, в частности, по делу NА83-17244/2020.
При таких обстоятельствах доводы жалобы Заявителя не являются обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.К.Костюшин
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.А.Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 6 августа 2021 г. N 082/06/106-1361/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2021