Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазяна,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А. Кочетовой,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России П.В. Федяшкина,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ РОДИЛЬНЫЙ ДОМ N2" (далее - Заказчик) - Ткаченко Н.В. (по доверенности),
- ООО "Металл-Завод" (далее - Заявитель) - Москалева Е.С. (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка стеллажей архивных для нужд ГБУЗ РК "Симферопольский клинический родильный дом N2"" (извещение N0375200001521000039) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы требование Заказчика о предоставлении при поставке товара сертификата соответствия Ростест по ГОСТ 56356-2015 ведет к необоснованному ограничению количества участников закупки.
В описании объекта закупки (техническое задание) Документации установлено требование обязательного наличия у предлагаемых к поставке товаров следующих документов: "Стеллажи имеют декларации о соответствии: Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции", а также имеет сертификат соответствия Ростест по ГОСТ 56356-2015".
Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" гласит, что на территории Российской Федерации подтверждение соответствия в форме сертификации может носить как обязательный, так и добровольный характер.
Обязательной сертификации подвергаются товары, входящие в список продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982.
На момент публикации извещения о проведении электронного аукциона N0375200001521000039 закупаемая продукция - стеллажи архивные, обозначенная в извещении кодом ОКПД2 31.01.11.130 отсутствует в вышеуказанном перечне, т.е. не подлежит обязательной сертификации.
Согласно возражениям Заказчика сертификация в системе Ростест не противоречит декларированию/сертификации в системе ТР ТС. Эти две системы дополняют друг друга, а не взаимоисключают. Ключевым отличием между этими документами является разграничение ответственности за достоверность информации о качестве товаров. При декларировании за нее отвечает сам заявитель. Сертификация, напротив, предусматривает обязательные испытания и тесты продукции в аккредитованных лабораториях. Соответственно Степень доверия к Сертификату выданному уполномоченной организацией выше чем к Декларации производителя или импортера. Учреждение является медицинской организацией и высокая степень ответственности за жизни сотрудников и пациентов не позволяют Заказчику предъявлять заниженные требования к качеству продукции, тем более что они не ограничивают конкуренцию среди участников.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, экспертиза товара относится к обязанности Заказчика при приемке товара, при этом, в обязанности Поставщика не входит получение добровольных сертификатов соответствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 указанный товар не отнесен к перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требование о предоставлении Поставщиком добровольного сертификата соответствия товара ГОСТ Р 56356-2015, является избыточным и установлено в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Между тем, 05.08.2021 г. по окончанию срока подачи заявок, на участие в электронном аукционе было подано 5 (пять) заявок от Участников. По результатам рассмотрения первых частей все пять заявок Участников были признаны соответствующими и допущены к участию в аукционе. Все 5 участников подтвердили наличие декларации о соответствии: Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции", а также имеет сертификат соответствия Ростест по ГОСТ 56356-2015. 06.08.2021 г. состоялся электронный аукцион, падение составило 45,79 % от начальной максимальной цены контракта. Заявитель заявку на участие в Закупке не подавал. Учитывая данные обстоятельства Комиссия принимает решение о выдаче предписания на внесение изменений в проект контракта при направлении победителю Закупки для устранения нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.А. Кочетова
П.В. Федяшкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 12 августа 2021 г. N 082/06/106-1387/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2021