Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ГК "Современные технологии" (далее - Заявитель) на действия Управления имущественных отношений администрации города Салехарда, Департамента по управлению муниципальным имуществом города Губкинского, Департамента имущественных отношений администрации города Ноябрьска (далее - Заказчики), Департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Уполномоченный орган) при проведении заказчиками (согласно списку), Уполномоченным органом, аукционной комиссией Департамента государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) транспортных средств (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0190200000321007846) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий заказчиков (согласно списку), Уполномоченного органа, Аукционной комиссии в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении заказчиками (согласно списку), Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчиков, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в документации об Аукционе требования к характеристикам товаров "Автобус большого класса (городского исполнения, низкопольный)", "Автобус среднего класса (городского исполнения)", "Автобус большого класса (междугороднего исполнения)", которым в совокупности соответствует продукция единственного производителя ОАО "Минский автомобильный завод".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчики, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчиков, Уполномоченного органа 04.08.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 06.08.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 16.07.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 797 189 420,19 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджетов города Салехарда, города Губкинский, города Новый Уренгой, города Ноябрьск, города Муравленко, муниципального образования муниципальный округ Надымский район, города Лабытнанги, бюджет муниципального образования Приуральского района, Пуровского района, Красноселькупский район, Тазовского района, Ямальский район, Шурышкарский район;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе -02.08.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в закупке подана 1 заявка;
7) единственная заявка ООО "Газпромбанк лизинг" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе
1. По мнению Заявителя, Заказчиками, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товаров "Автобус большого класса (городского исполнения, низкопольный)", "Автобус среднего класса (городского исполнения)", "Автобус большого класса (междугороднего исполнения)", которым в совокупности соответствует продукция единственного производителя ОАО "Минский автомобильный завод".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, из совокупного толкования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об Аукционе Заказчиками, Уполномоченным органом установлено следующее:
- для товара "Автобус большого класса (городского исполнения, низкопольный)" установлены характеристики "длина автобуса" от 12 000 мм до 12 410 мм, а также "высота автобуса" от 3 240 мм до 3 400 мм;
- для товара "Автобус среднего класса (городского исполнения)", установлена характеристика "длина автобуса" от 8 500 мм до 9 000 мм, а также "высота автобуса" от 2 800 мм до 3 400 мм.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиками, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены требования к характеристикам указанных товаров, которым в совокупности соответствует продукция единственного производителя ОАО "Минский автомобильный завод".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии представил коммерческие предложения, в которых 2 организации выразили готовность поставить товары "Автобус большого класса (городского исполнения, низкопольный)", "Автобус среднего класса (городского исполнения)", "Автобус большого класса (междугороднего исполнения)", удовлетворяющие условиям технического задания документации об Аукционе. При этом вышеуказанные коммерческие предложения не содержали указания производителя указанных товаров.
Вместе с тем представителем Уполномоченного органа не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу, что совокупности требований к характеристикам "Автобус большого класса (городского исполнения, низкопольный)", "Автобус среднего класса (городского исполнения)", "Автобус большого класса (междугороднего исполнения)", соответствует продукция, отличная от продукции производителя ОАО "Минский автомобильный завод".
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.08.2021 N 0190200000321007846-4 единственным участником закупки является ООО "Газпромбанк Лизинг" (далее - Участник).
На заседании Комиссии установлено, что в заявке Участника к лизингу предложены товары "Автобус большого класса (городского исполнения, низкопольный)", "Автобус среднего класса (городского исполнения)", производителем которых является ОАО "Минский автомобильный завод".
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что заказчиками (согласно списку), Уполномоченным органом неправомерно объединено в один предмет закупки оказание услуг по лизингу функционально не связанных товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчиков, заказчиков (согласно списку) Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Правила проведения совместных конкурсов и аукционов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088.
В соответствии с документацией об Аукционе заказчиками (согласно списку) осуществляется совместная закупка.
На заседании Комиссии установлено, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к следующим транспортным средствам, лизинг которых является объектом закупки Управления муниципального имущества администрации города Муравленко: "Автогрейдер колесный", "Машина фрезерная" и другие.
Вместе с тем техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к следующему транспортному средству, лизинг которого является объектом закупки Управления муниципального имущества администрации муниципального образования Приуральский район": "Вакуумная машина МВ-10" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчиками (согласно списку) неправомерно осуществляется совместная закупка, поскольку объектом закупки является лизинг не одних и тех же транспортных средств.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчиков (согласно списку) нарушают часть 1 статьи 25 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с пунктами 3.1 проектов контрактов документации об Аукционе размер аванса составляет 15 % стоимости предмета лизинга, но не более 12 % цены Контракта.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что заказчиками (согласно списку), Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен размер авансового платежа, что в свою очередь вводит участников закупки в заблуждение и нарушает пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к товару "Автобус большого класса", а именно: "Передняя подвеска: зависимая": "Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя" - "х"; "Показатели, (характеристики) значения которых не могут меняться изменяться" - "х", "Нижняя граница диапазона" - "х", "Верхняя граница диапазона" - "х" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
При этом в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме документации об Аукционе (далее - Инструкция) отсутствуют положения, которые разъясняют участнику закупки, каким образом следует указывать в составе заявки значения, если они указаны с использованием значения "х".
Таким образом, действия заказчиков (согласно списку), Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших в документации об Аукционе Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга) транспортных средств.
При этом в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрено оказание услуг финансовой аренды (лизинга) транспортных средств, например, Товаров, которые предусмотрены позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 29.10.30.000-00000024 - "Автобус" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Применение КТРУ для вышеуказанной позиции обязательно с 03.07.2021.
При этом техническое задание документации об Аукционе содержит следующие требования к товару "Автобус большого класса (городского исполнения, низкопольный": "Вид топлива", "Гидродинамический тормоз-замедлитель", "Антиблокировочная система тормозов ABS, ASR", "Звуковая сигнализация при движении задним ходом", а также ряд иных требований к функциональным, техническим характеристикам, которые не предусмотрены соответствующей позицией КТРУ.
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не содержится обоснование установления дополнительных характеристик товара, не предусмотренных КТРУ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчиков (согласно списку), Уполномоченного органа, установивших характеристики товаров, являющихся предметом лизинга, не предусмотренные соответствующими позициями КТРУ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГК "Современные технологии" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчиков (согласно списку), Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 25, пункта 1 части 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчикам (согласно списку), Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 06.08.2021 N 17/06/105-857/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 августа 2021 г. N 17/06/105-857/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2021