Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Техноопт плюс" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Управления судебного департамента в городе Москве (далее - Аукционная комиссия) при проведении Управлением судебного департамента в городе Москве (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку стеллажей архивных (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100047021000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 05.08.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 09.08.2021.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 19.07.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 233 800 000 рублей;
4) начальная сумма цен за единицу товара - 12 943,33 рубля;
5) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090019244;
6) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.07.2021;
7) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
8) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
9) дата проведения Аукциона - 30.07.2021;
10) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона, заявки которых признаны соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признано ООО "Компания "Динал" с минимальным предложением о цене контракта за единицу товара 12 745,71 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей предлагаемой к поставке продукции, не соответствующих значениям, установленным в документации об Аукционе
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе (далее - Техническое задание) к товару установлены следующие технические характеристики:
- "Высота стеллажа - общая высота должна составлять от 2200 мм - до 2250 мм";
- Комплектность 1 (одного) стеллажа архивного - вертикальные перфорированные металлические стойки не менее 4 шт., Горизонтальные металлические настилы не менее 6 шт. и не более 8 шт., Т - образные уголки жесткости для горизонтальных металлических настилов не менее 24 шт. и не более 32 шт.".
Инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе документации об Аукционе (далее - Инструкция) установлено следующее:
"Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ, оказании услуг указанного в сведениях о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме.
В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений".
Вместе с тем согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.07.2021 N 0373100047021000018-1-1 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей предлагаемой к поставке продукции, не соответствующих значениям, установленным в документации об Аукционе, а именно: "Высота стеллажа: Требования заказчика: Общая высота должна составлять от 2200 мм и до 2250 мм. Предложение участника: Общая высота составляет 2210 мм. С учетом того, что высота каждого горизонтального настила равняется 35 мм, количество настилов 6 штук и расстояние между горизонтальными настилами в чистоте составляет 400 мм, то общая высота составит 35+400+35+400+35+400+35+400+35+400+35=2210 мм. Однако каждый горизонтальный настил крепится к вертикальным стойкам болтовым способом крепления с помощью оцинкованных болтов и гаек М6 через Т-образные уголков-усилителей - по 4 на каждый горизонтальный настил. При этой компоновке нижний настил будет находится на уровне пола, а верхний настил в самом верху стеллажа. В этом случае нижний настил невозможно закрепить через Т-образные уголков-усилители, что противоречит техническому заданию".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в документации об Аукционе предусмотрена не только поставка комплектующих для сборки стеллажей, а также их сборка и крепеж стеллажей к несущим конструкциям.
Учитывая изложенное, поставщику надлежит укомплектовать стеллаж для дальнейшей сборки и эксплуатации.
В Техническом задании указаны параметры, которым должен удовлетворять собранный, установленный и готовый к эксплуатации стеллаж.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что показатели, указанные в заявке Заявителя, приводят к невозможности сборки, установки и эксплуатации товара, а именно: при этой компоновке нижний настил будет находиться на уровне пола, а верхний настил в самом верху стеллажа. В этом случае нижний настил невозможно закрепить через Т-образные уголков-усилители, что противоречит Техническому заданию.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе указаны параметры товара в соответствии с Техническим заданием, при этом представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности монтажа стеллажа с помощью Т-образных уголков-усилителей с учетом параметров стеллажа, указанных Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе.
Кроме, того, документация не содержит оговорок, согласно которым указанные в заявке показатели должны суммироваться определенным образом.
Учитывая изложенное, действия Аукционной комиссии не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией установлено, что по аналогичному основанию Аукционной комиссией отказано в допуске к участию в Аукционе участникам с номерами заявок "2", "3", "5".
Таким образом, указанные действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе в допуске к участию в Аукционе Заявителю, а также участникам с номерами заявок "2", "3", "5", нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 4 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее, соответственно - Правила, Каталог) установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе объектом закупки является поставка металлических архивных стеллажей.
При этом извещение о проведении Аукциона, документация об Аукционе содержат указание на применение позиции КТРУ - 31.09.11.120-00000006 "Стеллаж складской металлический", обязательная к применению с 30.06.2021.
Кроме того, вышеуказанная позиция Каталога содержит, необязательные к применению технические характеристики.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Техническом задании установлены требования к характеристикам закупаемого товара, которые не предусмотрены соответствующей позицией Каталога. Вместе с тем обоснования установления указанных характеристик документация об Аукционе не содержит.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень к Постановлению Правительства N 616).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе объектом закупки является поставка архивных стеллажей. При этом согласно сведениям ЕИС Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе установлен код ОКПД2 -31.09.11.120.
На заседании Комиссии установлено, что код ОКПД2 31.09.11.120 содержится в Перечне к Постановлению Правительства N 616.
Вместе с тем документация об Аукционе не содержит запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановление Правительства N 616.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техноопт плюс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 09.08.2021 по делу N 17/06/106-904/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 августа 2021 г. N 17/06/106-904/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2021