Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное АО "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (далее - Заказчик), о включении сведений в отношении ООО "ГрэйтСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) сведения в отношении ООО "ГрэйтСтрой" для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 06.08.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения на заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 10.08.2021.
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения ООО "ГрэйтСтрой" от заключения государственного контракта установила следующее.
Заказчиком 15.01.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Заказчиком конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция и техническое перевооружение сборочных производств водородных ступеней и разгонных блоков АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", г. Москва" (номер извещения в ЕИС - 2073400001221000001) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 376 520 210 рублей.
В соответствии с итоговым протоколом подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 11.06.2021 N ППИ2 (далее - Протокол) победителем Конкурса признан участник ООО "ГрэйтСтрой".
На основании части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком 11.06.2021 размещен Протокол, 16.06.2021 размещен проект государственного контракта в ЕИС, а также на сайте ООО "ЭТП ГПБ".
На основании части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт,в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта,не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС и на сайте ООО "ЭТП ГПБ", ООО "ГрэйтСтрой" 21.06.2021 разместило протокол разногласий.
В силу части 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС
и на электронной площадке с использованием ЕИС доработанный проект контракта либо повторно размещает в ЕИС и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в ЕИС
и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 24.06.2021 Заказчиком размещен в ЕИС доработанный проект государственного контракта.
Учитывая изложенное, регламентированным сроком подписания
ООО "ГрэйтСтрой" проекта государственного контракта с предоставлением подтверждения наличия обеспечения государственного контракта является 29.06.2021.
В соответствии с частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в ЕИС и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
На основании части 13 статьи 83.2 победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Заказчиком в Конкурсной документации установлен размер обеспечения исполнения государственного контракта в сумме 919 069 244 рубля 10 копеек.
Согласно Обращению ООО "ГрэйтСтрой" 29.06.2021 направлен Заказчику подписанный проект государственного контракта. При этом ООО "ГрэйтСтрой" не представлено обеспечение исполнения государственного контракта.
В силу части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системе, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий является основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком.
Заказчиком 16.07.2021 размещен в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 15.07.2021 NППУ1 в связи с отсутствием подтверждения обеспечения исполнения государственного контракта.
На основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе,в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии представитель ООО "ГрэйтСтрой" пояснил, что ООО "ГрэйтСтрой" предприняты попытки получения банковской гарантии, в связи с чем заключены договоры на оказание услуг по получению банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.
Вместе с тем после перечисления денежных средств на счета исполнителей и изготовления макета Банковской гарантии банком
ПАО Банк "ФК Открытие" отказано в выдаче банковской гарантии, так как ООО "ГрэйтСтрой" не представлено решение контрольного органа в сфере закупок о согласовании возможности Заказчика заключения контракта с единственным поставщиком - ООО "ГрэйтСтрой", что подтверждается письмами ПАО Банк "ФК Открытие" от 26.06.2021 N б/н и от 09.08.2021 N б/н, а также сайтом ЕИС, где на момент рассмотрения Обращения отсутствует информация о проведении согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Заказчиком в регламентированный срок не направлено в контрольный орган в сфере закупок.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что ООО "ГрэйтСтрой" были предприняты действия, направленные на заключение государственного контракта с Заказчиком, что свидетельствует об отсутствии у ООО "ГрэйтСтрой" признаков недобросовестности, в связи с чем информация в отношении ООО "ГрэйтСтрой" не подлежит включению в Реестр.
Дополнительно Комиссией установлено, что в реестре контрактов
ЕИС содержится информация о контрактах ООО "ГрэйтСтрой" подтверждающих их исполнение ООО "ГрэйтСтрой" в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в Конкурсе без применения к ООО "ГрэйтСтрой" неустоек (штрафов, пеней) и сумма цен которых превышает начальную (максимальную) цену контракта, заключаемого по результатам проведения Конкурса.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не направившего обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в регламентированный срок в контрольный орган в сфере нарушают часть 6 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта, что нарушает часть 5 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 5 частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021
N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Грэйтстрой" (Островского ул., д. 102, оф. 202, г. Казань, Респ. Татарстан, 420107, ИНН: 1658129816; генеральный директор - Никишов Владимир Николаевич, ИНН: 165806487132), в Реестр не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 93, части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, ООО "ЭТП ГПБ" предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 10.08.2021 N 21/44/104/338 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 августа 2021 г. N 21/44/104/338
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2021