Резолютивная часть решения оглашена 09.08.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 12.08.2021.
На основании ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России)
рассматривается обращение администрации сельского поселения Хворостянский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области, содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 13.09.2019 N8 на выполнение функций технического Заказчика (Заказчика-Застройщика), в том числе строительного контроля (технического надзора) при строительстве объекта: Жилой дом, для последующего предоставления малоимущей семье, на ж.д.ст. Хворостянка Добринского района Липецкой области (реестровый номер контракта 3480400280919000010), заключенного с ООО "ГорСтройНадзор" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0146300027219000007, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями ООО "ГорСтройНадзор" условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 02.08.2021 N460 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Заседание Комиссии по рассмотрению обращения заказчика и проведению вышеуказанных проверок назначено на 06.08.2021 в 10.30 ч. В тоже время, с целью предоставления сторонами дополнительных документов, в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 09.08.2021 в 11.00 ч.
09.08.2021 проверка проведена посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителей:
- администрации сельского поселения Хворостянский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области: _.,
- ООО "ГорСтройНадзор": _ (по доверенности).
В Липецкое УФАС России 02.08.2021 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ГорСтройНадзор" (далее по тексту также - общество, подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта от 13.09.2019 N8 на выполнение функций технического Заказчика (Заказчика-Застройщика), в том числе строительного контроля (технического надзора) при строительстве объекта: Жилой дом, для последующего предоставления малоимущей семье, на ж.д.ст. Хворостянка Добринского района Липецкой области (реестровый номер контракта 3480400280919000010).
Представитель заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что поскольку подрядчиком не были выполнены в полном объеме работы, предусмотренные контрактом в установленный срок и надлежащего качества, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении общества подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель общества пояснил, что общество выполнило все проектные работы. Но завершить работы по строительству в установленный срок не получилось, в том числе по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением коронавирусной инфекции.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
13.09.2019 между заказчиком и обществом заключен контракт N8 на выполнение функций технического Заказчика (Заказчика-Застройщика), в том числе строительного контроля (технического надзора) при строительстве объекта: Жилой дом, для последующего предоставления малоимущей семье, на ж.д.ст. Хворостянка Добринского района Липецкой области (реестровый номер контракта 3480400280919000010) (далее -контракт).
Предметом настоящего контракта является осуществление функций технического Заказчика (Заказчика-застройщика), в том числе строительного контроля (технического надзора) при строительстве объекта: жилой дом, для предоставления малоимущей семье, на ж.д.ст. Хворостянка Добринского района Липецкой области (далее по тексту - объект). Муниципальный Заказчик поручает, а Заказчик-застройщик обязуется оказать услуги согласно Техническому заданию (Приложение 1), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта (п.1.1 контракта).
Как установлено, техническое задание (Приложение 1 к контракту) содержит перечень услуг, необходимый к выполнению заказчиком-застройщиком в интересах муниципального заказчика.
Аналогичный перечень услуг содержится в п.3.4 контракта.
Таким образом, как следует из положений технического задания, п.3.4 контракта, а также согласно пояснений представителей сторон, заказчику-застройщику необходимо в рамках заключенного контракта разработать проектную документацию, осуществить контроль и надзор за ходом строительства объекта.
Кроме того, также предусмотрено, что при наличии лицензии на соответствующий вид строительной деятельности заказчик-застройщик может выступать в роли подрядчика на выполнение работ по строительству дома.
При этом, как пояснили представители сторон, в рамках заключенного контракта, в том числе, необходимо осуществить строительство жилого дома на ж.д.ст. Хворостянка Добринского района Липецкой области для предоставления малоимущей семье, учитывая, что количество членов малоимущей семьи -6 человек и размер общей площади жилого помещения, выделяемого на одного человека составляет -18 кв.м.
В силу п.4.1. контракта, Заказчик-застройщик обязуется оказывать услуги по настоящему Контракту в срок с момента заключения настоящего Контракта до 30.09.2020.
Вместе с тем, из представленных сторонами документов следует, что все условия, содержащиеся в контракте, подрядчиком не выполнены. Так, согласно сведениям, размещенным в реестре контрактов, подрядчик оказал услуги, а заказчик принял, на общую сумму 1 672 987,63 руб.
08.07.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением подрядчиком срока выполнения работ по контракту, а также в связи выполнением работ ненадлежащего качества, заказчиком
Как установлено, в соответствии с п.9.2 контракта, настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- по решению суда;
- в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Более того, п.9.6 контракта предусматривает право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой расторжения контракта, согласно представленным сведениям, является 30.07.2021.
По правилам статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч.ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
При проведении проверки установлено, что техническим заданием (приложение 1 к контракту) установлены виды услуг, которые необходимо выполнить заказчику-застройщику по заданию и в интересах муниципального заказчика в части:
- проведения предпроектной подготовки и планирования строительства Объекта,
- обеспечения проектной документацией и организации строительства,
- ведения контроля и надзора за ходом строительства Объекта,
- приемки в эксплуатацию законченного строительством Объекта.
Вместе с тем, из технического задания следует, что в нем не определены сроки оказания отдельных видов услуг.
Более того, техническим заданием предусмотрено, что подрядчик передает завершенный строительством объект Муниципальному Заказчику.
Однако, требования к объекту строительства - жилому дому в технической задании не предъявлены. В том числе не определен объем работ по строительству, не определены параметры строительства жилого дома (площадь, этажность и т.д.), сроки осуществления строительства.
При этом согласно представленным документам, подрядчик выполнил в полном объеме работы по подготовке проектной документации (сдана заказчику по акту от 29.04.2020).
Как следует из представленных в материалы проверки документов, а также согласно пояснений представителя подрядчика, обществом в рамках заключенного контракта были произведены следующие виды работ по строительству объекта:
-устройство буронабивных свай для фундамента жилого дома;
-устройство свайного ростверка и фундаментов наружных и внутренних стен жилого дома;
-кладка внутренних и наружных несущих стен;
-устройство песчаной подсыпки для устройства полов.
Так, заказчиком приняты от подрядчика выполненные за период с 14.05.2020 по 09.07.2020 и с 10.07.2020 по 10.08.2020 общестроительные работы (фундамент; наружные и внутренние стены).
Комиссии представлены сведения о получении заказчиком технических условий для подключения жилого дома. При этом, без таких технических условий осуществление строительства невозможно. Вместе с тем, технические условия для присоединения к электрическим сетям выданы 27.05.2020; технические условия на подключение к сетям газораспределения выданы 16.07.2020; технические условия для присоединения к централизованной системе холодного водоснабжения выданы 12.11.2020.
Статьей 759 ГК РФ установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
Следовательно, завершить работы в срок до 30.09.2020 подрядчик не мог по обстоятельствам, от него не зависящим - в связи с не получением от заказчика технических условий.
Более того, из представленных сторонами документов и сведений следует, что подрядчик (письмо исх.N083.16.9 от 16.09.2020) обратился к заказчику с просьбой продлить сроки оказания услуг строительного контроля (технического надзора) по заключенному контракту, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, при которой сотрудники общества с апреля по май 2020 находились в режиме самоизоляции и не могли исполнять обязательства по контракту.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) разъяснено, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.). Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства. Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:
а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;
б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.
При этом в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Таким образом, подрядчик уведомлял заказчика о возникновении у него обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению контракта.
Следовательно, соблюдение сроков выполнения работ по контракту было невозможно в связи с наличием таких обстоятельств.
В силу п.15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из анализа представленных подрядчиком в материалы проверки информации и документов, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу, что обществом предпринимались меры для надлежащего исполнения условий рассматриваемого контракта, несмотря на отсутствие в контракте каких-либо требований к объекту строительства.
Все выше установленные обстоятельства влекут отказ во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При проведении внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлены нарушения п.1 ч.1 ст.33, ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Как было установлено из условий документации в объект закупки включено:
- разработка проектной документации на строительство жилого дома;
- выполнение работ по строительству жилого дома;
- осуществление контроля и надзора за ходом строительства вышеуказанного объекта.
В рассматриваемом случае заказчик в аукционной документации не установив требований к проектной документации, допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, следует учесть, что согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком, требованиям.
Отсутствие в документации требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Таким образом, отсутствие проектной документации в составе документации об электронном аукционе на выполнение, в числе прочего, работ по строительству объекта означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника закупки возможности обоснованно сформировать свое предложение, и не соответствует п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
2. Как было вышеизложено, в силу ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
08.07.2021 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое в этот же день разместил на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок РФ.
09.07.2021 данное решение направлено подрядчику заказным письмом с уведомлением.
Вместе с тем, установлено, что заказчик 14.07.2021, т.е. с нарушением срока, предусмотренного ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, направил подрядчику принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по адресу электронной почты, указанному в контракте.
Следовательно, заказчиком нарушен порядок направления принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчику, установленный ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.32 КоАП РФ.
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ГорСтройНадзор" (_.).
2. В действиях администрации сельского поселения Хворостянский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области установлены нарушения п.1 ч.1 ст.33, ч.12 ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку по итогам закупки заключен контракт.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 9 августа 2021 г. N РНП-48-188-м/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2021