Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУЗ "Городская психиатрическая больница N 6 (стационар с диспансером)" (далее - Заказчик):
ИП Масленниковой С.Е. (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 24203-ЭП/21 от 27.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку противогазов для нужд СПб ГКУЗ ГПБ N 6" в 2021 году (извещение N 0372200089821000040) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200089821000040. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 184 000,00 рублей.
В жалобе ИП Масленникова С.Е. указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к закупаемым товарам установлены Заказчиком в Приложение N3 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товар" к документации об аукционе.
Данным разделом документации предусмотрено, в том числе, следующее требование: "Корпус комбинированного фильтра должен быть выполнен из металла".
Также п. 2.1.2 Приложения N1 к документации об электронном аукционе предусмотрено следующее требование:
1. "Категория лицевой части - маска категории 3 по ГОСТ 12.4.293-2015 (специального назначения, предназначенная для применения в аварийных условиях). Маски категории 1 и 2, не предназначенные для применения в аварийных условиях, не допускаются в качестве комплектующих поставляемых фильтрующих противогазов.
2. Сочетание марок комбинированного фильтра - не менее A, B, E, K по ГОСТ 12.4.235-2012 (ГОСТ 12.4.235-2019).
3. Класс эффективности фильтрации газов и паров - не ниже 1 по ГОСТ 12.4.235-2012 (ГОСТ 12.4.235-2019).
4. Класс эффективности фильтрации аэрозолей - не ниже P3 по ГОСТ 12.4.246-2016.
5. Комбинированный фильтр должен пройти испытания и обеспечивать время защитного действия, соответствующее ГОСТ 12.4.235-2012 (ГОСТ 12.4.235-2019), по следующим тест-веществам: циклогексан (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 3,5 мг/дм3), хлор (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 3,0 мг/дм3), сероводород (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 1,4 мг/дм3), циановодород (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 1,1 мг/дм3), диоксид серы (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 2,7 мг/дм3), аммиак (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 0,7 мг/дм3).
6. Присоединение комбинированного фильтра к лицевой части - одностороннее боковое или двустороннее боковое.
7. Срок хранения фильтрующих противогазов от изготовителя - не менее 12 лет с момента изготовления".
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" и ГОСТ Р 22.9.09-2014 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования" не регламентируют виды материалов из которых изготавливают комбинированный фильтры самоспасателей, следовательно, данное требование является нестандартным.
Во исполнение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком включено обоснование необходимости использования такой характеристики: "Металлический корпус обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра (образования вмятин, за счет отсутствия обратимой деформации материала), что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки".
В соответствии со ст. 4.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" (далее - ТР ТС 019/2011) фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания должны сохранять свою работоспособность после механического и температурного воздействия. Материалы фильтра и газообразные продукты, выносимые потоком воздуха из фильтра, не должны наносить вред пользователю и вызывать у него дискомфорт. Фильтрующий самоспасатель, используемый при пожарах, должен сохранять работоспособность после падения в футляре (сумке) с высоты 1,5 м на ровную бетонную поверхность.
Согласно ст.ст. 5.1, 5.3 и 5.4 ТР ТС 019/2011 соответствие средств индивидуальной защиты настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, а также путем использования стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента Таможенного союза.
Перед выпуском в обращение на рынке государств - членов средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, должны быть подвергнуты процедуре подтверждения соответствия установленным в нем требованиям безопасности.
Подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза осуществляется в следующих формах:
- декларирование соответствия;
- сертификация.
Как установлено ст.ст. 6.1 и 6.5 ТР ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты, соответствующие требованиям безопасности и прошедшие процедуру подтверждения соответствия согласно ст. 5 настоящего технического регламента Таможенного союза, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов.
Средства индивидуальной защиты маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов, что является свидетельством того, что данная продукция соответствует требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза, всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, которые предусматривают нанесение такого знака обращения продукции на рынке государств - членов.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.9.09-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования" фильтрующий самоспасатель должен быть устойчив к механическому воздействию по ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний".
Комбинированный фильтр не должен выделять пыль после механического воздействия.
Также данным стандартом предусмотрено, что приемо-сдаточные испытания каждой серийной партии самоспасателей проводит предприятие-изготовитель с целью контроля соответствия требованиям настоящего стандарта для определения возможности приемки продукции, а предприятие-изготовитель гарантирует соответствие фильтрующего самоспасателя требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" установлены требования стойкости самоспосателя к внешним воздействиям, согласно которым самоспасатель должен сохранять работоспособность после воздействия на него вибронагрузки с перегрузкой 3g (g - ускорение свободного падения) при частоте 2 - 3 Гц в течение (60 +/- 1) мин.
Самоспасатель должен сохранять работоспособность после свободного падения с высоты (1,5 +/- 0,1) м на ровную бетонную поверхность.
При проведении проверки по определению стойкости самоспасателя к механическим и климатическим воздействиям его последовательно подвергают внешним воздействиям для определения сохранения работоспособности после вибронагрузки, после его падения и после воздействия на него климатических факторов. После каждого вида воздействия визуально определяют отсутствие механических повреждений самоспасателя, влияющих на его работоспособность.
Приемосдаточные, периодические, типовые испытания проводят в соответствии с ГОСТ 15.309-98 "Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения".
ГОСТ 12.4.235-2019 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка" установлено, что сырье, материалы и покупные изделия должны соответствовать требованиям нормативных и правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, включая санитарно-эпидемиологические требования для использования в контакте с кожей и вдыхаемом воздухом, и сопровождаться документами, подтверждающими указанное соответствие. Материалы фильтров и газообразные продукты, выносимые потоком воздуха через фильтры, не должны быть вредными для пользователя и не должны вызывать у него неприятные ощущения.
Фильтры должны быть устойчивы к механическому воздействию. После проведения испытания на устойчивость к механическому воздействию фильтры не должны иметь видимых механических дефектов, исключающих возможность дальнейших испытаний. После проведения испытания фильтры должны герметично закрепляться и отвечать требованиям по сопротивлению воздушному потоку, времени защитного действия, проницаемости, устойчивости к запылению (для комбинированных фильтров, заявленных как устойчивые к запылению) согласно ГОСТ 12.4.246.
При соблюдении условий транспортирования и хранения упаковка должна обеспечивать защиту противогазовых и комбинированных фильтров от повреждений в результате внешних воздействий, возникающих в процессе транспортирования и при хранении в течение гарантийного срока.
Для проверки соответствия качества фильтров при приемке каждой партии проводят приемо-сдаточные испытания, показателями и характеристиками, обязательными при которых являются:
- начальное сопротивление воздушному потоку;
- устойчивость к механическому воздействию;
- коэффициент проницаемости или проницаемость по тест-аэрозолю;
- время защитного действия по тест-веществам.
При этом визуальный осмотр фильтров проводят перед проведением испытаний.
Таким образом, документами технического регулирования предъявляются единые требования в части устойчивости фильтров к механическому воздействию, вне зависимости от материала их изготовления, при этом их соответствие фильтров указанному требованию определяется изготовителем как при прохождении процедуры подтверждения соответствия нормам ТР ТС 019/2011, так и проведении предварительных, приемочных, квалификационных, периодических, типовых, а также приемосдаточных испытаний.
При этом, вопреки приведенному Заказчиком обоснованию, визуальный осмотр фильтров осуществляют после проведения испытания на его устойчивость к механическому воздействию, с целью выявления видимых механических дефектов, исключающих возможность дальнейших испытаний.
Таким образом, Комиссия УФАС критически относится к содержанию спорного обоснования, так как возможность визуального определения наличия или отсутствия повреждений корпуса фильтра не отражает цель (результат), которые должны быть достигнуты при применении самоспасателя в части его защитных свойств (ударопрочность, сохранность при воздействии высоких температур и другие свойства).
Комиссия УФАС отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, однако в рассматриваемом случае Заказчиком использована нестандартная характеристика, которая в отсутствие специфики ее использования, ограничивает право потенциальных участников закупки предложить к поставке товар, фильтр которого выполнен из альтернативного материала, при этом такой товар будет соответствовать всем обязательным требованиям, предусмотренным документами технического регулирования.
С учетом изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Масленниковой С.Е. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГКУЗ "Городская психиатрическая больница N 6
(стационар с диспансером)"
наб. Обводного канала, 9/А. И,
Санкт-Петербург, 191167
тел.: 7-812-7171529
АО "ЕЭТП"
проспект 60-я Октября, д. 9,
Москва, 117312
факс: (495) 542-40-20 (102)8
ИП Масленникова С.Е.
ул. Днепропетровская, 48Б, кв. 149,
Ростов-на-Дону, 344093
тел.: +7 (904) 44-99-135
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-3724/21
02.08.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-3724/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику - СПб ГКУЗ "Городская психиатрическая больница N 6 (стационар с диспансером)", его аукционной комиссии устранить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200089821000040;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200089821000040 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0372200089821000040 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 02.09.2021.
3. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 августа 2021 г. N 44-3724/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2021