Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ФГБУ "Северо-Западный окружной научно-клинический центр имени Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Иона-Клининг" (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24663-ЭП/21 от 02.08.2021) на действия ФГБУ "Северо-Западный окружной научно-клинический центр имени Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений ФГБУ СЗОНКЦ им. Л.Г. Соколова ФМБА России (извещение N 0372100011721000353) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 26.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100011721000353.
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 493 918,43 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, мотивированный отзыв Заказчика, а также информация, содержащаяся в ЕИС подтверждают следующие обстоятельства.
Аргументы Заявителя сводятся к указанию на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном установлении требований к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению любой из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно пункту 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В связи с тем, что договор поставки представляет собой частный случай договора купли-продажи, Комиссией УФАС установлено следующее.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Положения ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают каких-либо требований к существенным условиям договора поставки, соответственно, в силу п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора поставки товара считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г.
N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В рамках заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе, следующее:
Правила описания объекта закупки, установленные статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не обязывают заказчика доказывать и обосновывать свои потребности в товарах, содержащих требующиеся ему значения показателей (характеристик).
Пояснения по доводам жалобы:
1.1. п.1. Диспенсер для бахил тип 1. Материалы элементов приборов декларируются производителями и не требуют проведения испытаний.
1.2. п.2. Диспенсер для бахил тип 2. Классификационные показатели пожарной безопасности приборов, состоящих из однородных горючих материалов (например пластиков), декларируются производителями и не требуют проведения испытаний.
1.3. п.8. Держатель туалетной бумаги тип 2. Материал прибора декларируется производителями и не требует проведения испытаний.
1.4. п.11. Диспенсер туалетной бумаги. Материалы элементов приборов декларируются производителями и не требуют проведения испытаний.
1.5. п.13. Контейнер для мусора тип 2. Материалы элементов приборов декларируются производителями и не требуют проведения испытаний.
1.6. п.22. Дозатор жидкого мыла тип 2. Технические характеристики товара декларируются производителями. Материалы элементов приборов декларируются производителями и не требуют проведения испытаний.
1.7. п.19. Диспенсер бумажных полотенец тип 5. Размеры, в т.ч. толщины корпусов приборов, декларируются производителями и не требуют проведения испытаний.
1.8. п.34. Сушилка для рук тип 1. Электротехнические характеристики, в т.ч. соединительных шнуров электропитания, декларируются производителями и не требуют проведения испытаний.
1.9. п.35. Сушилка для рук тип 2. Характеристики входящих в комплект поставки креплений приборов декларируются производителями и не требуют проведения испытаний.
По вышеуказанным доводам отсутствие понимания у Заявителя о том, каким образом Заказчиком будет проводиться проверка запрашиваемых показателей.
Пунктом 5.2. проекта контракта установлен порядок приемки товара, в том числе проведение экспертизы.
2. В указанных ниже доводах жалобы Заявитель утверждает, что требования к товарам избыточны и необоснованно ограничивают участника при подборе товара. Данные утверждения являются субъективными выводами заявителя, не содержат ссылки на положения нормативно-технических документов, поэтому не могут быть признаны как доказательства доводов жалобы.
Пояснения по доводам жалобы:
2.1. п.5. Диспенсер гигиенических покрытий на унитаз тип 1. Пунктом 5.8. Технического задания предусмотрена установка товара на место по согласованию с заказчиком, что не исключает контроля заказчика ни за количеством отверстий крепления, ни за комплектностью креплений. Требования к товару установлены с учетом требований Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), где по данной позиции не запрещено использование дополнительных характеристик. Обоснование использования дополнительных характеристик содержится в п.5 Приложения N5 к Техническому заданию.
2.2. п.6. Диспенсер гигиенических покрытий на унитаз тип 2. Приведенный Заявителем вывод об избыточности требования показателя "масса" содержит субъективные предположения Заявителя о каком-то ему известном способе крепления. Заявитель не приводит доказательств того, что Заказчику требуется именно такой способ крепления, при котором у закрепляемого на стену прибора может быть любая масса.
2.3. п.9. Держатель туалетной бумаги тип 3. Приведенные требования не являются дублирующими. Текст о надежности крепления, исключающий его поворот, является обоснованием дополнительного требования, разрешенного в КТРУ по данному товару. Данный текст заключен в квадратные скобки "[Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик_] и согласно Инструкции по заполнению первой части заявки: "Текст, заключенный в квадратные скобки "[" и "]" (за исключением случаев, когда информация о показателе, наименовании либо его значении и единице его измерения, таким образом выделяется в нормативно-техническом документе) является ссылками на обоснования и собственно обоснованиями необходимости использования характеристик. К такому тексту правила настоящей инструкции не применяются, подобный текст участник закупки вправе не указывать в своей заявке".
2.4. п.19. Диспенсер бумажных полотенец тип 5. Согласно действующему законодательству о закупках Заказчик вправе самостоятельно определять свои потребности и устанавливать требования к предмету закупки. Заказчик не обязан обосновывать перед участником свои потребности и приводить в тексте требований какие-либо доказательства своих потребностей, к примеру, совместимости с имеющимся оборудованием либо замены вышедшего из строя и т.п.
2.5. п.33. Диспенсер для антисептика тип 6. Заявителем не приведено доказательство избыточности приведенных требований. Если их содержание аналогично указанным по п.19 Приложения N2 к Техническому заданию, то пояснения заказчика содержатся в п.2.4. настоящих возражений.
2.6. п.34. Сушилка для рук тип 1. Заявителем не приведено доказательство избыточности приведенного требования. Если его содержание аналогично указанным по п.19 Приложения N2 к Техническому заданию, то пояснения заказчика содержатся в п.2.4. настоящих возражений.
2.7. п.35. Сушилка для рук тип 2. Пунктом 5.8. Технического задания предусмотрена установка товара на место по согласованию с заказчиком, что не исключает контроля заказчика за характеристиками креплений.
2.8. п.37. Освежитель воздуха тип 1. Заявителем не приведено доказательство избыточности приведенного требования. Если его содержание аналогично указанным по п.19 Приложения N2 к Техническому заданию, то пояснения заказчика содержатся в п.2.4. настоящих возражений.
2.9. п.38. Освежитель воздуха тип 2. Согласно действующему законодательству о закупках Заказчик вправе самостоятельно определять свои потребности и устанавливать требования к предмету закупки. Заказчик не обязан обосновывать перед участником свои потребности и приводить в тексте требований какие-либо доказательства своих потребностей, к примеру, совместимости с имеющимися у него расходными элементами.
Следует отметить, что приведенные Заявителем доводы, по своему содержанию и фактическому отсутствию доказательств соответствуют, по сути, содержанием запроса разъяснений положений документации о закупке. Заявитель имел возможность направить Заказчику запрос на разъяснение положений аукционной документации и в установленный срок получить исчерпывающий ответ. Данным правом Заявитель не воспользовался.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что все четыре поданные заявки на участие в электронном аукционе были допущены до аукциона, в аукционе торговалось три участника.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, с учетом возражений Заказчика, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что Заказчик нарушил принципы описания объекта закупки.
Учитывая данные обстоятельства, с учетом возражений Заказчика, в условиях отсутствия Заявителя, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Иона-Клининг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 августа 2021 г. N 44-3697/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2021