Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик);
в отсутствие представителя:
ООО "Гарант" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 24885-ЭП/21 от 03.08.2021) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку корсетов мягкой фиксации и корсетов полужесткой фиксации для инвалидов в 2021 году (извещение N 0272100000121000162) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0272100000121000162. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 640 100,00 рублей.
В жалобе ООО "ГАРАНТ" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в описании объекта закупки таким образом, который ведет к ограничению количества участников закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Ознакомившись с положениями конкурсной документации и заслушав пояснения Представителей Заказчика, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Описание объекта закупки содержится в разделе 5 аукционной документации.
Пунктом 5.2 указанного раздела предусмотрено следующее условие:
"5.2. В целях реализации возможности получения Товара Получателем через пункт приема и недопущения длительного ожидания в очереди при получении Товара Поставщик должен организовать не менее 1 (одного) пункта приема в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня с момента заключения государственного контракта, которые должны действовать до конца выдачи Товара, согласно условиям государственного контракта. Пункты приема должны быть организованы в различных районах Санкт-Петербурга. Каждый пункт приема получателей должен быть организован на территории Санкт-Петербурга в пешей доступности от станции метрополитена (под пешей доступностью, в силу п. 11.24 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", принимается расстояние в 500 метров).".
В силу пунктов 5.5 и 5.6 Технического задания установлено следующее:
5.5. Пункты приема должны иметь отдельный вход с улицы, зону ожидания Получателей, оборудованную системой "электронной очереди" и мебелью для ожидания в сидячем положении. Максимальное время ожидания Получателей в очереди не должно превышать 15 минут. В случае если загруженность пункта (пунктов) приема не позволяет обеспечить достижение указанного показателя, Поставщиком оборудуются дополнительные окна обслуживания.
5.6. Окна обслуживания должны быть оборудованы в зоне обслуживания Получателей. Зона обслуживания не должна располагаться в зоне ожидания. Зона ожидания и зона обслуживания пункта (пунктов) приема должны быть предназначены для Получателей, их представителей и/или сопровождающих лиц, не должны находиться в подземных (подвальных) и цокольных этажах.
В пункте 5.8. Технического задания указано:
Пункт (пункты) приема должны иметь следующие условия доступности в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 года N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования не основаны на нормах закона и ограничивают число участников аукциона.
В соответствии с представленными на заседание Комиссии УФАС возражениями пунктом 11.24. СП 42.13330.2016. Свод правил. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта допускается принимать не более 500 м.
В рамках данной закупки ссылка на п. 11.24 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" применяется исключительно для обоснования расстояния в 500 метров.
Требования к организации пунктов приема получателей в пешей доступности от станции метрополитена установлены в техническом задании исходя из необходимости обеспечить комфортные транспортные условия для инвалидов из любой части города. Метрополитен является наиболее удобным и разветвленным видом транспорта в Санкт-Петербурге, обеспечивающим безопасную и комфортную перевозку пассажиров всех категорий, в том числе отвечающую требованиям по обеспечению доступа инвалидов и иных маломобильных граждан, а также пассажиров с детскими колясками к объектам инфраструктуры (станции метрополитена, входящие в их состав подземные переходы, вагоны поездов).
Также вокруг станций метрополитена размещается множество остановок наземного общественного транспорта, которые позволяют получателям технических средств реабилитации (далее - ТСР) добраться до любой станции метрополитена как с помощью метрополитена, так и с помощью наземного транспорта. Петербургский метрополитен охватывает наибольшее количество районов Санкт-Петербурга.
В Петербургском метрополитене для оказания помощи пассажирам с ограниченными возможностями в передвижении также действует специализированное подразделение - Дистанция обеспечения мобильности пассажиров (отсутствующее в наземном общегородском транспорте). Установление в техническом задании требований об организации пунктов приема получателей на расстоянии 500 м от остановки общественного транспорта без указания его вида может привести к злоупотреблениям: организации пунктов приема в промышленной зоне или в иных удаленных районах города.
Таким образом, расстояние в 500 метров обосновано в соответствии с п. 11.24. СП 42.13330.2016. Свод правил. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", а требования к пешей доступности от станции метрополитена являются в наибольшей степени удовлетворяющими потребности получателей ТСР с учетом возможностей, предоставляемых Петербургским метрополитеном,
Требования о наличии у пунктов приема Получателей отдельного входа с улицы, зоны ожидания и иные требования, указанные в п. 5.5. и 5.6 технического задания, установлены в техническом задании в целях обеспечения легкой доступности и простого поиска инвалидами местонахождения пунктов приема Получателей и создания достаточных и необходимых условий для ожидания инвалидом получения ТСР.
В случае организации пунктов приема Получателей в торговых центрах инвалиды будут подвержены необоснованному риску заражения и распространения коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Также в связи с эпидемиологической обстановкой в Санкт-Петербурге имеется существенный риск закрытия торговых центров в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (COVID- 19).
Организация пунктов приема получателей должна осуществляться в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция) и Федеральным законом от 24.11.1995. N 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
Одним из важнейших направлений Конвенции является достижение максимально возможной независимости инвалидов, для чего необходимо формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должна решать вопросы медицинского, социального характера, образования и трудоустройства, а также учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.
В целях реализации положений Конвенции разработан План реализации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 363.
Программой предусматривается комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам для инвалидов и других маломобильных групп населения, открытым или предоставляемым населению, совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, укрепление материально-технической базы, внедрение современных информационных технологий и повышение квалификации специалистов учреждений.
Программа "Доступная среда" разработана в целях реализации прав и основных свобод инвалидов, что способствует их полноценному участию в жизни страны.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 181-ФЗ, в соответствии с которыми федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственньп,1 зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем за счет средств федерального бюджета.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден Приказом Минтруда России от 30.07.2015 N2 527н.
Согласно пункту 8 Приказа Минтруда России от 30.07.2015 N 527н органы и организации, предоставляющие услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты в арендуемых для предоставления услуг объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, принимают меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров их аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта.
Пункты приема получателей могут быть организованы Поставщиками в различных формах (договор аренды/субаренды нежилых помещений; соглашение о совместном и безвозмездном оказании социальных услуг населению района Санкт-Петербурга, в котором расположено государственное бюджетное учреждение; с помощью содействия общественных организаций и др.).
Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2004 N 387-58 "О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург" предусмотрена возможность возмещения арендатору стоимости работ, связанных с обустройством средствами беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социального м иного назначения.
В соответствии со статьей 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур признается административным правонарушением. К ответственности за несоблюдение таких требований административный орган может привлечь как собственника объекта, так и арендатора.
Доводы заявителя о том, что заказчиком в техническом задании неправомерно установлены требования в части организации пунктов выдачи, являются необоснованными.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.02.2018 N 260-р обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации является государственной услугой, предоставляемой Фондом социального страхования Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг органами государственных внебюджетных фондов регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно пункту 2 статьи 1 которого его действие распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
При заключении государственного контракта на поставку технических средств реабилитации (далее - ТСР) обязанности Фонда социального страхования Российской Федерации в части обеспечения инвалидов соответствующими ТСР передаются Поставщику.
Типовой контракт на поставку технических средств реабилитации (далее - ТСР), утвержденный приказом Минтруда России от 11.03.2019 N 144н (далее - приказ N 144н), содержит указание на обязанность Поставщика предоставить Получателям право получения Товара в стационарных пунктах выдачи, организованных в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 г. N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Таким образом, к Поставщику в рамках поставки инвалидам ТСР предъявляются требования, соответствующие требованиям к организации, предоставляющей государственную услугу по обеспечению инвалидов ТСР, с учетом требований типового контракта.
Исходя из вышеизложенного, техническое задание сформировано Заказчиком в соответствии с действующим законодательством, Заказчик при формировании технического задания руководствовался только необходимым и достаточным объемом требований, данные требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки, а жалобу заявителя просим признать необоснованной.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания Заказчик руководствовался только необходимым и достаточным объемом требований к пунктам приема получателей, которые применены и самим Заказчиком к пункту приема получателей, организованному Заказчиком по вышеуказанному адресу.
Анализ протоколов, сформированных в ходе определения поставщика показал, что на участие в аукционе поступило три заявки, все из которых признаны соответствующими требованиям документации, а в результате проведения аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта составило более 30 процентов.
Комиссия УФАС отмечает, что ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке гл. 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о нарушении норм Закона о контрактной системе при описании им объекта рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что Заявителем не приведено доказательств того, что установленное в документации об аукционе описание объекта закупки не обусловлено действительными потребностями Заказчика и ограничивает количество участников закупки.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 33, 59, 64, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГАРАНТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 августа 2021 г. N 44-3733/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2021