Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Бумагина В.О., Бессонова М.Н., Нефедов А.П.
от уполномоченного органа - Мурзина А.Н.
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России из прокуратуры по Ставропольскому краю, поступила информация о допущенных нарушениях Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер", при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004720000290 - поставка медицинского оборудования.
В целях осуществления проверочных мероприятий в адрес заказчика ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер" - и уполномоченного органа - комитет Ставропольского края по государственным закупкам направленно уведомление о назначении внеплановой проверки.
Комиссия, рассмотрев доводы обращения, выслушав доводы присутствующих сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
16.03.2020 г. уполномоченным органом - комитет Ставропольского края по государственным закупкам для заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер" в ЕИС - zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме предметом, которого является поставка медицинского оборудования.
Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом о контрактной системе, целью правового регулирования которого согласно статьи 1 является повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее - исполнители).
Федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Закона N44-ФЗ закрепил два способа определения исполнителей: конкурентный и осуществление закупки у единственного исполнителя.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В свою очередь при осуществлении конкурентной закупки в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Проверкой установлено, что в приложении N1 к аукционной документации указаны функциональные, технические и качественные характеристики товара (система линейного ускорителя, система компьютерного дозиметрического планирования сеансов облучения 3D, информационно-управляющая система).
Согласно протокола рассмотрения единственной заявки от 27.03.2020 г. на участие в аукционе поступила 1 заявка, которая признана соответствующей требованиям аукционной документации.
При исследовании представленных документов установлено, что в заявке был предложен товар - медицинское оборудование "Вариан Медикал Системс, Инк" США.
При проведении проверки представители заказчика пояснили что под установленные характеристики помимо медицинского оборудования "Вариан Медикал Системс, Инк" США подходит медицинское оборудование Elekta производства компании Elekta Limited (Великобритания), и в качестве обоснования своих доводов на рассмотрение дела представителями заказчика представлен паспорт системы радиотерапевтической медицинской Elekta, а так же документ называемый информация об изделии содержащих характеристики медицинского оборудования Elekta.
Представители заказчика пояснили, что в предоставленных документах указаны характеристики медицинского оборудования Elekta, подходящие под характеристики указанные в техническом задании аукционной документации.
Между тем, в ходе проведения проверки установлено, что не все характеристики медицинского оборудования Elekta подходят под характеристики указанные в техническом задании аукционной документации, например в представленных заказчиком документах на медицинское оборудование Elekta отсутствует характеристика по 11 позиции такая как - статический с автопоследовательностью полей, в том числе с МЛК, высокодозная лучевая терапия без использования сглаживающего фильтра (FFF), стереоскопическая укладка пациента по двум рентгеновским снимкам, интерактивное трехмерное очерчивание патологических участков и анатомических структур на медицинских изображениях, радиохирургия (SRS) с безрамочной фиксацией. Единица измерения по позиции 26 минимальная мощность дозы фотонового пучка - сГр/мин.
Исходя из имеющихся документов комиссия пришла к выводу что медицинское оборудование Elekta не подходит под характеристики технического задания аукционной документации. Иных документов обосновывающих доводы заказчика, а так же подтверждающих возможность поставить медицинское оборудование помимо медицинское оборудование "Вариан Медикал Системс, Инк" США не представлено.
Комиссия, не оспаривая право заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссией установлено, что Техническому заданию данного электронного аукциона соответствует только один производитель медицинского оборудования "Вариан Медикал Системс, Инк" США, что исключает возможность предоставления аналогичного оборудования других производителей.
Доказательств возможности поставки медицинского оборудования иного производителя с характеристиками, эквивалентными установленным заказчиком в Техническом задании Комиссии Ставропольского УФАС Заказчиком не представлено.
2. В соответствии с действующим законодательством Заказчик вправе самостоятельно формировать объект закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей, а именно: указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, при условии, что не будет ограничиваться количество потенциальных участников закупки.
Применительно к данной закупке Заказчиком включены технические характеристики для медицинского оборудования систем указанных в Извещении.
При этом, следует учесть, что в соответствии с Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2056-ст "Об утверждении национального стандарта", ГОСТ Р 56316-2014 "Изделия медицинские электрические. Ускорители электронные терапевтические", утвержден для добровольного применения, тем самым не используя его в работе профильными ведомствами нельзя расценивать как нарушение требований Закона N44-ФЗ.
Таким образом, исходя из имеющихся документов и доказательств, в действиях заказчика ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер" имеются нарушения статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ при формировании документации.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004720000290 - поставка медицинского оборудования, не соответствующими требования Закона N 44 ФЗ.
2. В связи с тем, что ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер" заключен государственный контракт, предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
С. И. Рошевский
Члены комиссии
А. М. Резцова
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 августа 2021 г. N 026/06/99-1784/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2021