Резолютивная часть объявлена 04.08.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 09.08.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заказчика - государственного учреждения Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Ивлевой И.В. (по доверенности), Белогривцевой М.А. (по доверенности), Ляпустиной К.А. (по доверенности);
заявителя - ООО "МС-Групп": Ширшова К.М. (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу (вх. N 5516 от 28.07.2021) ООО "МС-Групп" (далее - Заявитель) на действия заказчика - государственного учреждения Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на поставку инвалидам специальных средств при нарушениях функций выделения в 2021 году (извещение N 0235100000921000115) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 28.07.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что положения документации об Аукционе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 102, Постановления Правительства РФ N 145, тем самым нарушают права и законные интересы ООО "МС Групп" на основании следующих доводов:
Довод N 1.
Постановлением Правительства РФ N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно описанию позиции N 2 объекта закупки к поставке требуется "Мочеприемник ночной (прикроватный) из прозрачного не пропускающего запах полиэтилена высокой прочности, объемом не прикроватный менее 1500 мл, с мягкой нетканой подложкой, антирефлюксным (мешок для клапаном, сливным клапаном в форме защелки, с отверстиями для 5 000 сбора мочи), крепления ремней или прикроватного крючка, с гладкой дренажной ночной трубкой длиной не менее 90 см, с возможностью укорочения, со стандартным переходником".
Заявитель отмечает, что ни в извещении об осуществлении закупки, ни в документации об Аукционе, не указан код позиции КТРУ в отношении позиции N 2 объекта закупки, а также не применяется информация, включённая в КТРУ, в соответствии с Правилами использования КТРУ.
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ такой порядок описания объекта закупки применяется лишь в том случае, если для данного товара, работы, услуги отсутствует позиция в КТРУ.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, требуемое к поставке медицинское изделие предусмотрено позицией КТРУ 32.50.13.190-00006898 и имеет следующее описание по классификатору:
- "Классификация технических средств реабилитации (изделий) 21-01-16": Мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной, описание по классификатору отсутствует.
- Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2): 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", описание по классификатору отсутствует.
- номенклатурная классификация медицинских изделий по видам: 156370 "Мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, стерильный", описание по классификатору: "Стерильный гибкий пластиковый мешок, разработанный для присоединения к мочевому катетеру или уропрезервативу для сбора выделенной пациентом мочи; изделие выпускается с отверстием для дренажа мочи. Изделие не фиксируется непосредственно на пациенте. Это изделие для одноразовою использования".
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р" (далее - Приказ N 86н) Заказчик закупает: 21-01-16: "Мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной".
Аналогичная информация имеется в позиции КТРУ с кодом 32.50.13.190-00006898, которую Заказчик не использует при описании позиции N 2 объекта закупки.
Таким образом, Заявитель считает, что Заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ.
Довод N 2.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 102, принятого в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, утверждены два перечня медицинских изделий, для допуска которых установлены ограничения и условия допуска:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в Перечень N 1 и Перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово- промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Согласно описанию позиции N 2 объекта закупки Заказчику требуется "Мочеприемник закрытый неносимый, стерильный", кодом позиции КТРУ 32.50.13.190-00006896, включающий в себя следующую информацию: ОКПД2 32.50.13.190, номенклатурная классификация медицинских изделий по видам 152470 (https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/ktruCard/commonInfo.htnil?iteraVersionId =62698).
В группе 2 Перечня N 2 Постановления Правительства РФ N 102 содержится наименование медицинского изделия одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов с наименованием вида, кодом ОКПД2 и классификационными признаками вида медицинского изделия, соответствующее объекту закупки.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств при закупке товаров, включенных в Перечень N 2 Постановления Правительства РФ N 102, является для заказчиков осязательным.
Заказчиком ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в документации об Аукционе не указана информация об установлении данных ограничений.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение пункта 10 статьи 42, части 1 статьи 64, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Довод N 3.
Пунктом 2(2) Постановления Правительства РФ N 102 установлено, что для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в Перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 2 и не включенные в него.
Согласно описанию объект закупки включает 5 позиций, из которых позиция N 2 по всем признакам относятся к медицинским изделиям, включенным в Перечень N 2 Постановления Правительства РФ N 102, соответственно должна закупаться отдельно, так как не может быть предметом одного контракта (одного лота) с медицинскими изделиями, перечисленными в позициях NN 1, 3-5 объекта закупки, которые не относятся к Перечню N 2 как по коду вида медицинского изделия, так и по наименованию вида медицинского изделия.
По мнению Заявителя, Заказчиком были нарушены часть 2 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункт 2(2) Постановления Правительства РФ N102.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласен и предоставил пояснения о нижеследующем.
22.07.2021 в 18:22 (по московскому времени) поступил запрос о даче разъяснений технического задания Аукционной документации в части применения национального режима в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе и согласно Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 года N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
23.07.2021 был опубликован ответ на запрос на официальном сайте http://zakupki.gov.ru
Дата и время окончания подачи заявок 29.07.2021 года в 11:00 (время местное) на момент окончания подачи заявок поступила 1 (заявка) на участие в электронном аукционе.
Протокол рассмотрения первых частей заявок от 30.07.2021 N 0235100000921000115-1 размещен на электронной площадке 30.07.2021, Аукцион признан несостоявшимся, подданная единственная заявка соответствует требованиям законодательства и документации об Аукционе.
Ознакомившись с жалобой ООО "МС Групп", Заказчик возражает против изложенных в жалобе доводов и поясняет следующее.
Пояснения по доводу N 1:
Заказчик при закупке специальных средств при нарушении функций выделения руководствуется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" (далее - Закон N181-ФЗ), а также Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями". В соответствии со статьей 10 Закона N 181 -ФЗ, утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Перечень 2347-р).
Закупаемые Заказчиком специальные средства реабилитации относятся к п. 21 Перечня 2347-р: "Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники)".
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 февраля 2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р" (далее - Приказ N86н) детализированы технические средства реабилитации, являющиеся объектом закупки в рамках обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Таким образом, Заказчик, осуществляя закупки технических средств реабилитации обязан руководствоваться наименованием, указанным в Приказе N 86н.
Согласно классификации правовых актов, одобренной Указом Президента РФ от 15.03.2000 года N 511, вышеуказанные нормативные акты отнесены к отрасли "Социальное обеспечение и социальное страхование".
Номенклатурная классификация изделий по видам, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2012 N 4н, принята в рамках иной отрасли законодательства - законодательства о здравоохранении, а именно, в соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В рассматриваемой закупке объектом является - мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона о контрактной системе и пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчики при планировании закупки и ее осуществлении обязаны применять информацию, включенную в позицию Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), с указанной в ней даты начала обязательного применения, в том числе:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно справочной информации коду вида медицинского изделия 156370, изделию соответствует КТРУ 32.50.13.190-00006898.
Несмотря на то, что код ОКПД 2 технических средств реабилитации, включенных в КТРУ, по закупаемым позициям соответствует коду ОКПД2 для данной позиции товаров, наименования технических средств реабилитации, включенных в КТРУ ("Мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, стерильный"), не совпадают с наименованиями технических средств реабилитации, утвержденных Приказом N 86н ("Мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной"), на основании чего Заказчик не имеет возможности применять КТРУ.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом Заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, применяя КТРУ, Заказчик будет закупать товар, не соответствующий целям проведения закупки, а именно обеспечению инвалидов техническими средствам реабилитации в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р "Об утверждении федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" и Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 февраля 2018 года N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N2347-р".
В связи с тем, что Заказчик КТРУ не применяет, он не обязан применять правила, установленные Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 года N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Вместе с тем, КТРУ 32.50.13.190-00006898 имеет название "Мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, стерильный" и не имеет какого-либо описания.
Поэтому, даже в случае применения Заказчиком КТРУ, в его обязанность не входило бы обосновывать дополнительные характеристики.
Также сообщаем, что для применения перечня N 2 Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 года N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
В соответствии с Информационной картой Приказа Минтруда России от 11.03.2019 года N 144н "Об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" Заказчики для кода ОКПД 2 - 32.50.13.190 обязаны применять типовой контракт (номер типового контракта в ЕИС N 1400700000419023).
Согласно п. 1.1 типового контракта, Приложениям NN 1 и 2 наименование товара должно указываться в соответствии с наименованием технического средства реабилитации в соответствии с графой 3 Классификации Приказа N 86н и Перечня N 2347-р". В соответствии с этим наименование товара должно быть - Мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной.
Заказчик формирует техническое задание на основании ИПРА обратившихся к нему инвалидов (ИПРА для примера прилагаются). В соответствии с ИПРА и на основании заключенного контракта Заказчик выдает инвалидам направление на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
Вся отчетная документация по контракту (акты приема-передачи Товара, акты приемки поставленного Товара, отчет о поставке Товара Получателям), на основании которой осуществляется оплата по контракту осуществляется в соответствии с Приказом N 86 н.
Таким образом, обеспечение инвалидов осуществляется в соответствии с Приказом N 86н.
Дополнительно Заказчик сообщает, что как наименование, так и описание объекта закупки - Мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной не содержит указания на его стерильность, что является существенной характеристикой, отличающей его от наименования по КТРУ 32.50.13.190-00006898 "Мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, стерильный".
На основании изложенного у Заказчика нет обязанности применять КТРУ к позиции "Мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной".
Пояснения по доводу N 2:
Перечень изделий медицинского назначения одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов изложен согласно пункту 1 Постановления N 102 в Приложении N 2 в вышеуказанному Постановлению.
Перечень изделий, изложенный в Приложении N 2 Постановления N 102, не содержит ни одной из закупаемых Заказчиком позиций.
Согласно Приложению N 2 под действие Постановления N 102 попадают товары, которые соответствуют коду ОКПД2 32.50.13.190, 32.50.13.110, 32.50.50.141 и соответствуют определенным кодам вида медицинского изделия, которые также указаны в Приложении N 2.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
19.07.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0235100000921000115 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 330 493,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Предметом рассматриваемого Аукциона является поставка инвалидам специальных средств при нарушениях функций.
Как следует из извещения о проведении Аукциона N 0235100000921000115 объектом закупки по спорной позиции N 2 является "Мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной" с ОКПД2 - 32.50.13.190.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона от 25.06.2021 N 0235100000921000115 и в документации об Аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а именно запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системы, в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н.
По мнению Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки по позиции N 2 не использован код позиции КТРУ.
Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 2 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
При этом в соответствии с пунктом 9 Правил формирования КТРУ каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно пункту 10 Правил формирования КТРУ.
Согласно пункту 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Пунктом 12 Правил формирования КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок КТРУ.
Как следует из пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
По позиции N 2 Объекта закупки Заказчиком представлено следующее описание объекта закупки: "Мочеприемник ночной (прикроватный) из прозрачного не пропускающего запах полиэтилена высокой прочности, объемом не прикроватный менее 1500 мл, с мягкой нетканой подложкой, антирефлюксным (мешок для клапаном, сливным клапаном в форме защелки, с отверстиями для 5 000 сбора мочи), крепления ремней или прикроватного крючка, с гладкой дренажной ночной трубкой длиной не менее 90 см, с возможностью укорочения, со стандартным переходником".
Вместе с тем, Заявителем на рассмотрение Комиссии предоставлена информация, согласно которой, по мнению Заявителя, вышеуказанной позиции соответствует код позиции КТРУ: 32.50.13.190-00006898 "Мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, стерильный", описание отсутствует.
Изучив Аукционную документацию, Комиссия установила, что при описании позиции N 2 объекта закупки "Мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной" Заказчиком не конкретизировано требование о состоянии стерильности или нестерильности мочеприемника.
При этом, как следует из ответа на запрос о даче разъяснений Аукционной документации, опубликованного Заказчиком на официальном сайте 23.07.2021: "Закупаемые Заказчиком технические средства реабилитации - мочеприемники не являются стерильными, не используются после операций и соединяются с получателем при помощи катетера или уропрезерватива".
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
При этом, изменением сути документации о закупке является, в том числе изменение характеристик товара, образующих описание объекта закупки.
Следовательно, по спорной позиции N 2 к поставке требуется мочеприемник прикроватный (мешок для сбора мочи) ночной, нестерильный.
В тоже время, Комиссия отмечает, что правилами использования КТРУ не установлено основание неприменения позиций КТРУ, по причине несоответствия - описания товара, работы, услуги, потребностям Заказчика.
Более того, в соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны использовать информацию, включенную в позицию КТРУ.
Ко всему вышеизложенному, Комиссия отмечает, что согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 24-06-07/40220 Минфином России проводится работа по формированию каталога, являющегося каталогом типовых потребностей заказчиков в объектах закупок, в связи с чем:
каталог содержит позиции с типовым описанием групп взаимозаменяемых товаров, работ, услуг (согласно подпункту "б" пункта 10 Правил формирования каталога для целей указанных правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием и не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
каталог не содержит позиций, сформированных в отношении конкретных товаров конкретных производителей (при этом такая информация может включаться в соответствующую групповую позицию в качестве справочной информации).
Таким образом, каталог является инструментом описания заказчиком унифицированного объекта закупки в соответствии с правилами, установленными статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам.
Размещение позиций каталога в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется Минфином России после утверждения проектов таких позиций Экспертным советом по формированию и ведению каталога (приказ Минфина России от 20.07.2017 N 542), по результатам проработки и согласования позиций каталога рабочими группами Экспертного совета, в состав которых в том числе включены отраслевые федеральные органы исполнительной власти.
Указанная модель обеспечивает всестороннее рассмотрение информации по вопросу наполнения каталога, при этом выработанные принципы и подходы представляются обязательными для реализации требований статьи 8 Закона о контрактной системе, предусматривающей создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Кроме того, вопреки доводам, изложенным в пояснениях Заказчика, Комиссия считает возможным отметить, что объекту закупки по позиции N 2 соответствуют коды позиции КТРУ: 32.50.13.190-00006898 "Мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, стерильный", 32.50.13.190-00006897 "Мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, нестерильный", которые, в свою очередь, не содержат информацию, предусмотренную подпунктом г) пунктом 10, а именно: описание товара.
С учетом Правил использования КТРУ, Заказчики, при отсутствии в соответствующей позиции КТРУ, информации, предусмотренной подпунктом г) пунктом 10 Правил формирования КТРУ, вправе указывать функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию Заказчиком.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в неприменении позиции КТРУ, нарушают часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
В отношении второго и третьего доводов жалобы Заявителя Комиссия установила следующее.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, объект закупки по позиции N 2 с ОКПД2 - 32.50.13.190 попадает под перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Перечень N 2 Постановления N 102 содержит следующие наименования: "Мочеприемник закрытый неносимый, стерильный", "Мочеприемник закрытый носимый, нестерильный" и "Мочеприемник со сливным краном без крепления к пациенту, стерильный". Классификационные признаки изделий указаны в таблице перечня: "Мочеприемники для реабилитации при нарушениях естественного оттока мочи, после проведения операций, для использования при наличии цитостомы".
В связи с тем, что при проведении Аукциона Заказчиком не конкретизировано требование о состоянии стерильности или нестерильности мочеприемника, Комиссии не представляется возможным установить подпадает описание объекта закупки по позиции N 2 под ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные Постановлением N 102.
Таким образом, указанные доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МС-Групп" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - государственного учреждения Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации нарушившим часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика, оператору электронной площадки (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: И.С. Болтенко
Члены Комиссии: Ю.А. Зацепина
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 9 августа 2021 г. N 66-кс/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2021