Резолютивная часть оглашена
04.08.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России _, начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России _, заместителя начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России _,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "МАРИЭЛ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" (извещение N 0142200001321004668, начальная (максимальная) цена контракта 12 250 000 руб.),
в присутствии представителей от ООО "МАРИЭЛ" ... (доверенность), от ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" _ (доверенность), от Главного управления организации торгов Самарской области _ (доверенность),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение (далее - ГБУЗ СО ТГКБ N 5, Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "МАРИЭЛ" (далее - Общество, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Поставщик не исполнял обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
16.03.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0142200001321004668 о проведении Электронного аукциона.
На основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 30.03.2021 г. между Заказчиком и Обществом 15.04.2021 г. заключен контракт N 8/90 на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания с ценой 4 016 250 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта поставка товара осуществляется отдельными партиями по ежемесячной заявке Заказчика в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.
По заявке Заказчика от 15.04.2021 г. срок поставки товара истек 29.04.2021 г.
Часть товара доставлена 06.05.2021 г., то есть с нарушением сроков поставки на 7 дней, что подтверждается универсальным передаточным документом от 21.04.2021 г. N 33.
При приемке товара были выявлены следующие несоответствия в товаре и условиях его поставки:
1) не предоставлены документы, подтверждающие соответствие товара требованиями Технического регламента ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" (сертификат или декларация);
2) товар не имеет маркировки в соответствии с требованиями Технического регламента ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", за исключением маркировки на общей упаковке товара.
По факту приемки Товара в сроки, указанные в пункте 6.1 контракта Заказчик подписывает документы о приемке товара и передает экземпляр(ы) Поставщику или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
На основании вышеизложенного Заказчик 17.05.2021 г. направил в адрес Поставщика мотивированный отказ от приемки товара по УПД от 21.04.2021 г. N 33.
Более того, Поставщик осуществил недопоставку товара по позиции 1 Спецификации в количестве 27 штук и по позиции 3 Спецификации в количестве 200 шт.
Согласно пункту 6.2 контракта Поставщик обязан устранить своими силами и за свой счет допущенные недостатки при поставке Товара в течение 5 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа Заказчика.
В ответ на мотивированный отказ Поставщик направил письмо от 18.05.2021 г. N 053, в котором уведомил Заказчика о направлении по электронному адресу скан-копии декларации на товар и указал о возможности групповой маркировки, что не соответствует требования ТР ТС 019/2011, так на СИЗОД с изолирующей или фильтрующей лицевой частью допускается наносить маркировку только на индивидуальную упаковку, а при ее отсутствии - на групповую упаковку при условии маркировки всех комплектующих. Часть товара, поставленная Поставщиком, имеет индивидуальную упаковку, на которой отсутствует какая-либо маркировка, на групповой упаковке отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов и иные несоответствия требованиям ТР ТС 019/2011.
Предоставленная по электронному адресу декларация от 30.04.2020 г. N РОСС RU Д-RU.ИM25.B.00411/20 отсутствует в реестре ФГИС "Росаккредитация". На запрос Заказчика орган по сертификации ООО "Энергия плюс", выдавший предоставленную поставщиком декларацию, опроверг ее выдачу.
Сам факт отсутствия документа, подтверждающего соответствие товара требования ТР ТС 019/2011, свидетельствует о несоответствии поставленного товара, указанным требованиям и не требует каких-либо дополнительных доказательств.
Срок для устранения недостатков истек 24.05.2021 г. Недостатки Поставщиком не устранены.
25.05.2021 г. Поставщик осуществил допоставку товара (с нарушением сроков поставки на 26 дней) и предоставил иную декларацию о соответствии товара требованиям ТР ТС 019/2011 (от 30.04.2020 г. N РОСС RU Д-RU.ИМ25.В.00511/20). Орган по сертификации ООО "Энергия плюс", выдавший предоставленную декларацию, указал, что декларация N РОСС RU Д-RU.ИМ25.В.00511/20 зарегистрирована на иную организацию с иным товаром, о чём внесена запись в реестр Федеральной службы по аккредитации.
25.05.2021 г. Заказчик отказал в приемке очередной партии допоставленного товара по причине не предоставления декларации о соответствии доставленного товара требования ТР ТС 019/2011.
Запись о выдаче декларации на иную организацию ООО "Ардейл-Импэкс" с продукцией "Перчатки медицинские диагностические (смотровые) стерильные и нестерильные" имеется в свободном доступе на сайте Росаккредитации.
Срок для устранения недостатков истек 02.06.2021 г. Недостатки Поставщиком не устранены.
Усомнившись в первой партии поставленного товара, 14.05.2021 г. (до отказа в приемке первой партии товара) Заказчик обратился к производителю доставленного Поставщиком товара - ООО "ЗДРАВМЕДТЕХ-М" с запросом о подтверждении или опровержении сомнений относительно производства поставленного товара данным производителем.
18.05.2021 г. ООО "Здравмедтех-М", указанный как производитель доставленного ООО "МАРИЭЛ" товара и как держатель предоставленного поставщиком регистрационного удостоверения, сообщил, что производство продукции с номером партии N 234.0.3 не осуществлялось, что ООО "ЗДРАВМЕДТЕХ-М" не производит респираторы, конструкция которых включает клапан, не является производителем товара с зафиксированным на фотографии упаковочным листом (исх. от 18.05.2021 г. N 55).
20.05.2021 г. Заказчик дополнительно обратился в орган по сертификации ООО "Энергия плюс", который подтвердил, что он не выдавал декларацию от 30.04.2020 г. N РОСС RU Д-RU.ИM25.B.00411/20 и указал, что организация ООО "ЗДРАВМЕДТЕХ-М" не числится среди организаций, обращавшихся в данный орган по сертификации.
Поскольку Поставщик при поставке второй партии товара предоставил иную декларацию N Д-RU.ИМ25.В.00511/20 Заказчик 26.05.2021 г. обратился в орган по сертификации ООО "Энергия плюс" повторно. Указанный орган выразил свое мнение относительно наличия признаков фальсификации предоставленной декларации и подтвердил, что данная декларация выдана ООО "Энергия плюс" на организацию ООО "Ардейл-Импэкс" с продукцией "Перчатки медицинские диагностические (смотровые) стерильные и нестерильные".
Более того, Заказчик 20.05.2021 г. вновь обратился к производителю доставленного товара ООО "ЗДРАВМЕДТЕХ-М" с запросом о подтверждении факта получения им декларации о соответствии их продукции требованиям ТР ТС 019/2011. Производителем был дан ответ, что за получением деклараций в ООО "Энергия плюс" он никогда не обращался, а декларация является подделкой (исх. от 28.05.2021 г. N 85).
Поскольку Поставщиком допущено нарушение условий Контракта, товар надлежащего качества в установленный Контрактом срок не поставлен, Заказчиком 04.06.2021 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
05.06.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу поставщика, вернулось в адрес Заказчика 14.07.2021 г.
05.06.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Поставщика на адрес электронной почты, указанной в контракте.
07.06.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в реестре контрактов ЕИС.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 27.07.2021 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Из пояснений Поставщика следует, что Общество заблаговременно, до заключения Контракта, заключило Договор N 94-03 от 12.04.2021 г. с ООО "КЕТАРИ" на поставку товаров медицинского назначения.
Заявка от Заказчика была получена 15.04.2021 года, на основании которой 06.05.2021 г. Исполнителем была осуществлена поставка Товара, что подтверждается УПД от 21.04.2021 г.
Однако 17.05.2021 г. в адрес Общества поступил мотивированный отказ от приемки поставленного Товара по Контракту, ввиду того, что Поставщиком не предоставлены документы, подтверждающие соответствие Товара требованиям Технического регламента ТР ТС 019/2011, а также ввиду того, что Товар не имеет маркировки в соответствии с требованиями Технического регламента ТР ТС 019/2011.
В свою очередь ООО "МАРИЭЛ" обратилось к поставщику ООО "КЕТАРИ" за предоставлением необходимых сертификатов и деклараций, о чем свидетельствует письмо N 51 от 17.05.2021 г.
18.05.2021 г. в адрес Заказчика направлен ответ на мотивированный отказ от приемки товара (Письмо N 053 от 18.05.2021 г.), содержащий информацию о том, что 17.05.2021 г. Заказчиком была получена скан-копия декларации о соответствии ТР ТС 019/2011, а также Товар, недопоставленный 06.05.2021 г., направлен Заказчику экспресс-почтой 18.05.2021 г.. Ожидаемая дата получения Товара Заказчиком 25-26 мая 2021 года.
25.05.2021 г. Товара по позиции 1 Спецификации в кол-ве 27 штук и по позиции 3 Спецификации в кол-ве 200 шт., поступил Заказчику, что подтверждается транспортной накладной N 1251325854.
Однако 26.05.2021 года от Заказчика в адрес Исполнителя поступило письмо N1790 от 26.05.2021 г, которое содержало в себе мотивированный отказ от приемки товара в связи с тем, что Заказчиком были выявлены несоответствия в Товаре и условиях его поставки, а именно предоставленный Поставщиком документ, подтверждающий соответствие Товара требованиям Технического регламента ТР ТС 019/2011 не нашел своего подтверждения подлинности.
В связи с чем, Исполнителем в адрес ООО "КЕТАРИ" был направлен запрос на дачу объяснений по поводу отсутствия декларации от 30.04.2020 г. N РОСС в RU Д-RU.ИМ25.В.00411/20 в реестре ФГИС "Росаккредитация".
С целью выполнения условий Контракта Общество обратилось к другому поставщику Товара. 10.06.2021 года в адрес Заказчика было направлено письмо N 063 от 10.06.2021 г., в котором ООО "МАРИЭЛ" просит внести изменения в Спецификацию путем заключения дополнительного соглашения.
15.06.2021 года Общество заключило договор N 157/06-21 с ООО "НОВЫЙ ДОМ", которое, в соответствии с условиями договора, взяло на себя обязательства по поставке в адрес ООО "МАРИЭЛ" респираторов в соответствии со Спецификацией в срок не позднее 25.06.2021 г.
Вместе с тем, на протяжение нескольких дней между Обществом и Заказчиком велись переговоры о замене поставленного ранее Товара, а также о подписании Дополнительного соглашения между Сторонами, что подтверждается перепиской с представителем Заказчика с 07.06.2021 г. по 11.06.2021 г.
Факт готовности к поставке Товара, согласованного Сторонами, подтверждается платежным поручением N 290 от 16.06.2021 г., которое свидетельствует о закупке респираторов у ООО "НОВЫЙ ДОМ".
Однако 25.06.2021 года от Заказчика в адрес Общества поступило письмо б/н от 25.06.2021 г. с отказом изменения условий Контракта по соглашению сторон. После внесения Исполнителем изменений в обращение между Сторонами была достигнута договоренность о подписании дополнительного соглашения и поставки Товара с улучшенными характеристиками.
По состоянию на 28.06.2021 г. в адрес Общества компанией ООО "НОВЫЙ ДОМ" по договору N 157/06-21 поставка Товара произведена не была, в связи с чем в адрес ООО "НОВЫЙ ДОМ" была направлена претензия N 43 от 28.06.2021 г.
Ответ на вышеуказанную претензию поступил 05.07.2021 года, в котором ООО "НОВЫЙ ДОМ" сообщило, что поставки респираторов задерживаются по причине того, что заводы по их производству перегружены в связи с ухудшением ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Также поставщик сообщил о том, что ориентировочный срок поставки 10-12 июля 2021 года.
08.07.2021 г. между Обществом и Заказчиком было подписано Дополнительное соглашение N1 от 08.07.2021 г.
15.07.2021 г. сотрудником Общества авиакомпанией Smartavia рейсом ZF-332 респираторы в количестве 800 штук были доставлены Заказчику.
При этом, на склад Поставщика основной объем Товара поступил только 20.07.2021 г., однако из 24000 штук только 1200 соответствовало спецификации к договору N 157/06-21 от 15.06.2021 г., в связи с чем в адрес ООО "НОВЫЙ ДОМ" была направлена Претензия N 141 от 20.07.2021 г.
Вместе с тем, между представителем Заказчика и Поставщиком с 20 по 27 июля 2021 года велась переписка об очередной поставке Товара, а также о задержках поставки транспортной компанией.
В связи с чем, поставка 1200 штук Товара по позиции 3 Спецификации была поставлена 27.06.2021 г.
Однако 30.07.2021 г. от Заказчика был получен Мотивированный отказ N 2546 от 30.07.2021 г., согласно которому Заказчик сообщает о том, что Товар не может быть принят в связи с тем, что Контракт расторгнут 27.07.2021 г.
Однако, вышеприведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестного поведения Поставщика при исполнении Контракта.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения товар, поставка которого является предметом Контракта, Поставщиком в полном объеме не поставлен.
Доказательств обратного Обществом в антимонопольный орган не представлено.
Общество, заключая в рамках Контракта договоры на поставку средств индивидуальной защиты с иными поставщиками, должно было проявить избирательный подход при выборе поставщика, а также осуществлять со своей стороны надлежащий контроль за исполнением условий договора поставки товара.
В рассматриваемом случае Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "МАРИЭЛ" лишился того, на что рассчитывал при проведении электронного аукциона, а именно поставку требуемого товара. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм и добросовестность Поставщика.
Следует отметить, что Заказчик, находясь в условиях работы двух ковидных госпиталей, четыре месяца нуждался в товаре, поставку которого обязано было обеспечить ООО "МАРИЭЛ".
На дату расторжения Контракта Общество поставило менее 2 % товара от общего количества закупаемого товара.
Кроме того, имеется факт недобросовестного поведения Общества при исполнении им контракта, заключенного Заказчиком в 2020 году (N 8/178 от 17.08.2020 г.), который расторгнут по соглашению сторон, но по инициативе Общества в связи с невозможностью поставки закупаемого в рамках указанного контракта товара.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "МАРИЭЛ" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
В свою очередь, Заказчик настаивает на включении ООО "МАРИЭЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "МАРИЭЛ" (ИНН: 7704343462, КПП 770401001, ОГРН 1167746099498, юридический адрес: 119034, ГОРОД МОСКВА, ПЕРЕУЛОК МАЛЫЙ ЛЁВШИНСКИЙ, ДОМ 10, ПОМ IV, КОМ 2 ОФ 214; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе: _ (ИНН 772742741451) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "МАРИЭЛ", _ из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: _
Члены комиссии: _
_
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение к решению Самарского УФАС России NРНП-63-229 от 04.08.2021 г.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
27.07.2021 |
30.07.2021 |
29.07.2021 |
0 |
29.07.2021 |
05.08.2021 |
04.08.2021 |
0 |
09.08.2021 |
09.08.2021 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 августа 2021 г. N РНП-63-229
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2021