Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Десепта Групп" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК Ордена "Знак Почёта" пермская краевая клиническая больница (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для отделения реанимации и интенсивной терапии (изв. N 0356200002021000713) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200002021000713 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения для отделения реанимации и интенсивной терапии.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 966 820,96 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 29.07.2021 г.
По мнению Заявителя в техническом задании Заказчиком установлены требования, которым соответствует товар единственного производителя, что ограничивает количество возможных участников закупки. Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены требования Закона о закупках при ответе на запрос о предоставлении разъяснений аукционной документации, а именно не даны ответы на все вопросы участника закупки.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно с п.п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, в ч.2 ст.33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере проведения закупок.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей, уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику необходимо обладать документальным подтверждением такой потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
В соответствии с п.3 раздела 5 информационной карты аукционной документации описание объекта закупки, информация о количестве товара содержатся в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
В техническом задании Заказчиком установлены требования к закупаемому товару, а именно:
N |
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
1. |
1. |
Регистрационное удостоверение Минздрава России |
наличие |
2. |
Колонка экстракорпоральная для удаления эндотоксина |
|
|
3. |
Колонка экстракорпоральная для крови |
соответствие |
|
4. |
Действующее вещество |
Полимиксин B |
|
5. |
Количество |
4шт. |
В пункте 4 технического задания Заказчиком предоставлено обоснование установленного требования о наличии действующего вещества "Полимиксин В": требование о действующем веществе Полимиксин В обусловлено в первую очередь тем, что в настоящее время у пациентов с сепсисом в 80% высеивается из крови тип бактерий, которые чувствительны только к Полимиксину В. Кроме того, закупаемые колонки применяются для определенной категории пациентов, а именно для лечения критического сепсиса у беременных женщин.
При этом, стоит учитывать, что специфика отделения, для нужд которого закупается товар в котором имеется действующее вещество Полимиксин B предполагает оказание помощи пациентам, находящимся в критическом и крайне тяжелом состоянии, при этом не использование при лечении данного вещества неизбежно приводит к летальному исходу пациента.
Согласно доводам Заявителя на территории Российской Федерации допущены к обращению и зарегистрированы следующие колонки "Гемос-ДС.150" Россия, "Toraymyxin" Япония, "Alteco-LPS", Швеция.
По мнению Заявителя, колонка "Гемос-ДС.150" превосходит остальные колонки по сорбционной емкости, следовательно обладает лучшими функциональными характеристиками, в том числе по сравнению с колонкой Toraymyxin.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, потребности Учреждения, а именно отделения реанимации полностью соответствует колонка экстракорпоральная Toraymyxin производства Торэй Индастриз Инк. (Япония).
Как пояснил представитель Заказчика (аналогичная позиция предоставлена в ответе на запрос разъяснений аукционной документации), закупаемый товар используется Учреждением для оказания помощи при лечении сепсиса, что подразумевает сложное взаимодействие между бактериальными токсинами и иммунной системой организма.
Колонки предназначены для экстракорпорального очищения (детоксикации) крови, плазмы и лимфы от патогенной микрофлоры, экзогенных и эндогенных токсических веществ, вызывающих септические состояния, преимущественно эндотоксинов, колонки должны связывать единицы циркулирующего эндотоксина грамотрицательных бактерий.
При этом данные колонки имеют собственные конструктивные и технологические особенности, необходимые для конкретных потребностей специалистов, связанных с лечебным процессом.
Лечение тяжелого сепсиса в отделении реанимации Заказчика с применением колонок для ЛПС сорбции начато в 2006 году. Всего проведено более 150 процедур, методика показала абсолютную эффективность.
Основной причиной для установления требования к действующему веществу является тот факт, что у пациентов с сепсисом в 80% высеивается из крови тип бактерий, которые чувствительны только к Полимиксину В. Следовательно колонки, не содержащие данного действующего вещества не могут обеспечить необходимого терапевтического эффекта, соответствующего потребности Заказчика.
Относительно довода Заявителя о том, что колонка, с действующим веществом, требования к которому установлены Заказчиком противопоказана для применения у беременных женщин не может быть признан обоснованным в силу следующего.
Согласно п.8 инструкции на колонки Toraymyxin безопасность PMX для беременных женщин и пациентов до 18 лет не установлена. Вместе с тем, профессорами Молчановым И.В. и Гридчик И.Е. проведено исследование о безопасности применения колонок у беременных женщин. В соответствии с медицинской статьей "Гестационный пиелонефрит, осложненный сепсисом. Клинические наблюдения", использование 3 и более колонок, даже у беременных женщин, не оказывало отрицательного влияния на дальнейшее течение беременности.
Также представитель Заказчика пояснил, что применение полимиксиновой гемоперфузии эффективно в лечении критических пациентов с COVID-19.
Также имеется большой опыт применения РМХ при вирусных пневмониях и обострении не эндотоксииндуцированного идиопатического легочного фиброза.
Помимо прочего в материалы жалобы предоставлено заключение экспертизы NГН-06 от 05.08.2021 г., выданное АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-Пермь", согласно которому установлено, что гемосорбционная колонка Toraymyxin PMX-20R, Япония по эффективности абсорбции эндотоксина значительно превосходит гемосорбционные колонки других производителей, в том числе гемосорбционные колонки "Десепта" и "Десепта-ЛПС", Россия.
Документальных доказательств обратного материалы жалобы не содержат. Комиссия отмечает, что доводы Заявителя основаны исключительно на выводах частных исследований.
В тексте жалобы Заявитель указывает, что согласно Постановлению Правительства Москвы от 24.02.12 N 67-ПП "О системе закупок города Москвы", колонка "Гемос-ДС" ("Десепта") входит в Перечень инновационных импортзамещающих продуктов (п. 523), рекомендованных к приоритетной закупке при проведении торгов.
Комиссия отмечает, что упомянутый нормативный акт не применяется на территории Пермского края, аналогичный документ, в котором рекомендуется к закупке колонка "Гемос-ДС", в Пермском крае отсутствует.
Таким образом, поскольку Заказчиком обоснована и доказана потребность в использовании колонки с указанным в техническом задании действующим веществом, принимая во внимание, что в рамках оспариваемой закупки закупается только один товар (монолот), Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о закупках, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В ч.4 ст.65 Закона о закупках установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Воспользовавшись правом, предусмотренным ч.3 ст.65 Закона о закупках, 26.07.2021 г. Заявитель направил в адрес Заказчика запрос на предоставление разъяснений положений аукционной документации.
27.07.2021 г. в регламентированный Законом о закупках срок Заказчиком опубликован ответ на поступивший запрос с указанием информации, требования к которой установлены ч.4 ст.65 Закона о закупках.
В связи с изложенным довод Заявителя о нарушении требований Закона о закупках при ответе на запрос на разъяснения положений аукционной документации признан Комиссией необоснованным.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Десепта Групп" на действия ГБУЗ ПК Ордена "Знак Почёта" пермская краевая клиническая больница при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для отделения реанимации и интенсивной терапии (изв. N 0356200002021000713) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 августа 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2021