Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Гарьковенко Ф.В. (вх.N 012950) (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края при проведении электронного аукциона на Выполнение работ по устройству стационарного электрического освещения и тротуаров на автомобильной дороге Сретенское -Рождественское км 0+450- км 1+080, км 7+550- км 10+500, км 13+200- км 13+735 в Ильинском районе Пермского края (изв. N 0156200009921000491),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 03.08.2021 N 009275-21) рассмотрение жалобы было назначено на 05.08.2021 в 14:00 ч.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв с целью анализа доводов жалобы до 14:00 06.08.2021. После перерыва, рассмотрение жалобы продолжено в прежнем составе Комиссии без вызова сторон. Резолютивная часть решения оглашена 06.08.2021.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000491 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) в интересах КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края (далее - Заказчик) проводится электронный аукцион на выполнение работ по устройству стационарного электрического освещения и тротуаров на автомобильной дороге Сретенское -Рождественское км 0+450- км 1+080, км 7+550- км 10+500, км 13+200- км 13+735 в Ильинском районе Пермского края.
В соответствии с извещением и аукционной документацией о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 30 264 160,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 02.08.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены положения ч. 1 ст. 753 ГК РФ при формировании проекта контракта. В частности, указывается, что срок выполнения работ установлен с 01.05.2022 по 15.06.2022, при этом приемка выполненных работ будет осуществлена лишь с 20.12.2022 по 28.12.2022. Также указывается, что обеспечение исполнения контракта, вносимое подрядчиком по контракту, будет находиться в распоряжении Заказчика 1,5 года, при сроке выполнения работ в 1,5 месяца.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1-3, 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
В силу ч. 2. ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В соответствии с ч. 13.1. ст. 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно п. 2, 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, объектом закупки является выполнение работ по устройству стационарного электрического освещения и тротуаров на автомобильной дороге Сретенское -Рождественское км 0+450- км 1+080, км 7+550- км 10+500, км 13+200- км 13+735 в Ильинском районе Пермского края.
Описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
В пункте 5 информационной карты аукционной документации установлены сроки выполнения работ: 01.05.2022 - 15.06.2022. Указанный срок исполнения Подрядчиком обязательств установлен и в п. 2.1 проекта контракта (приложение 3 к аукционной документации).
В п. 1 раздела 16 информационной карты аукционной документации установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 3 026 416 (три миллиона двадцать шесть тысяч четыреста шестнадцать) рублей 00 копеек.
Согласно п. 4 раздела 16 информационной карты аукционной документации, способ обеспечения исполнения контракта определяется участником аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно:
банковская гарантия, выданная банком и соответствующая требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе
или
внесение денежных средств на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В соответствии с п. 5 раздела 16 информационной карты аукционной документации, срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 9.8 проекта контракта, возврат внесенных в качестве обеспечения исполнения Договора денежных средств, части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения Договора, производится в срок, не превышающий 30 (Тридцать) дней с даты исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Договором.
В соответствии с п. 9.4 проекта контракта, обеспечение исполнения Договора должно распространяться на следующие обязанности Подрядчика:
- по выполнению и сдаче Заказчику работ в полном объеме, надлежащего качества и в установленный Договором срок;
- на уплату убытков, которые понес Заказчик, штрафов, пеней предусмотренных настоящим Договором;
- на случаи невыполнения требований Заказчика об устранении недостатков в выполненных работах.
Учитывая установленный п. 2.1 срок исполнения Подрядчиком обязательств по контракту 01.05.2022 - 15.06.2022, срок действия банковской гарантии должен оканчиваться, как минимум 15.07.2022, а в случае внесения обеспечения исполнения контракта денежными средствами, такое обеспечение должно быть возвращено Подрядчику не позднее чем 15.07.2022.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом не установлено требований о предоставлении подрядчиком обеспечения исполнения контракта на срок 1,5 года.
В указанной части доводы жалобы Заявителя признаются Комиссией необоснованными.
В части доводов жалобы Заявителя об установлении в аукционной документации сроков приемки выполненных работ, нарушающих действующее законодательство, Комиссией установлено следующее.
Согласно п. 1 ст. 753 Гражданского кодекса РФ, заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Порядок сдачи-приемки работ установлен разделом 4 проекта контракта, согласно которому:
4.1. Приемка выполненных работ производится в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и приложениями к настоящему Договору.
4.2. Ежемесячно в срок до 5 (Пятого) числа месяца, следующего за отчетным, Подрядчик направляет в адрес Заказчика отчеты о ходе производства работ в соответствии с Графиком исполнения договора (Приложение N 1-кр) по форме Приложения N 18-кр к настоящему Договору, исполнительную производственно-техническую документацию на выполненные работы в соответствии с Порядком ведения и перечнем обязательной исполнительной производственно-технической документации (Приложение N 6-кр).
Подрядчик в период с 20.12.2022 по 28.12.2022, в пределах лимитов финансирования 2023 года, направляет в адрес Заказчика подписанный акт выполненных работ по форме КС-2 (Приложение N 7-кр), справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (Приложение N 8-кр), исполнительную производственно-техническую документацию на выполненные работы в соответствии с Порядком ведения и перечнем обязательной исполнительной производственно-технической документации (Приложение N 6-кр) и счет (счет-фактуру).
При этом в акт выполненных работ по форме КС-2 (Приложение N 7-кр) включаются работы, по которым Подрядчик отчитался путем предоставления отчетов о ходе производства работ (Приложение N 18-кр).
4.3. Заказчик в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты предоставления Подрядчиком документов, указанных в п. 4.2 Договора, в соответствии с Порядком проведения промежуточной приемки работ (Приложение N 4-кр), производит приемку выполненных работ и подписывает акты выполненных работ либо направляет мотивированный отказ от подписания актов с указанием недостатков в выполненных работах и сроках устранения таких недостатков.
4.3.1. В течение 5 (Пяти) рабочих дней по окончании выполнения всех работ Подрядчик направляет Заказчику следующие документы:
- полный комплект надлежаще оформленной в соответствии с Приложением N 6-кр исполнительной производственно-технической документации (на бумажном и электронном носителях) на выполненные работы;
- вызов представителя Заказчика, строительного контроля на проведение Рабочей комиссии;
- обеспечение гарантийных обязательств.
4.3.2. В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения документов, указанных в п. 4.3.1 Заказчик на основании письменного вызова Подрядчика и распоряжения, подписанного Заказчиком, проводится рабочая комиссия по определению готовности Объекта к приемке законченного ремонтом объекта, с оформлением акта Рабочей комиссии (Приложение N 11/1-кр)
4.3.3. В течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты проведения рабочей комиссии в случае готовности объекта, либо с даты извещения Подрядчиком об устранений замечаний по итогам проведения Рабочей комиссии, производит приемку на основании приказа о проведении приемочной комиссии по приемке законченного ремонтом объекта, в соответствии с Порядком проведения приемочной комиссии по приемке законченного ремонтом объекта (Приложение N 10-кр) с оформлением Акта приемочной комиссии по приемке законченного ремонтом объекта (Приложение N 11-кр), подписанного членами приемочной комиссии, с выполнением всех юридических и фактических действий, предусмотренных действующим законодательством в сфере строительства.
Приложением N 4-кр к проекту контракта также установлен порядок проведения промежуточной приемки работ.
Таким образом, Заказчик приступает к приемке работ непосредственно после завершения Подрядчиком работ и после получения от последнего соответствующего уведомления. В этой связи, в данной части доводы жалобы признаются Комиссией необоснованными.
Между тем, в рамках внеплановой проверки, Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом при формировании проекта контракта допущена правовая неопределенность относительно порядка приемки работ по контракту и документов, оформляемых в ходе приемки выполненных работ.
Так, в п. 4.2 проекта контракта упоминается акт выполненных работ по форме КС-2, который предоставляется Заказчику в период с 20.12.2022 по 28.12.2022 и который, вместе со справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 являются основаниями для оплаты подрядчику выполненных работ.
При этом, в п. 4.3.3. упоминается акт приемочной комиссии по приемке законченного ремонтом объекта, который, по смыслу пунктов 4.3.1 и 4.3.2 проекта контракта, оформляется в течении 5 рабочих дней после проведения рабочей комиссии, которая в свою очередь проводится в течении 5 рабочих дней после получения документов от подрядчика, которые уже в свою очередь, направляются им в течении 5 рабочих дней после окончания выполнения работ по контракту.
Указанный в п. 4.3.3. акт приемочной комиссии, как следует из письменных пояснений Заказчика, не является основанием для оплаты выполненных работ.
Из буквального толкования п. 4.3 проекта контракта и п.п. 4.3.1-4.3.3 проекта контракта следует, что Заказчиком фактически дважды производится приемка выполненных по контракту работ: непосредственно после окончания исполнения подрядчиком обязательств по контракту, а также после предоставления Заказчику актов выполненных работ в период, определенный п. 4.2 проекта контракта.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом не установлен надлежащим образом порядок-сдачи приемки работ по контракту, в соответствии п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, а указанный в разделе 4 проекта контракта порядок способен ввести участников закупки в заблуждение.
В этой связи, действия (бездействие) Заказчика, Уполномоченного органа признаются Комиссией нарушающими ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях (бездействии) Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Между тем, Комиссия отмечает, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.08.2021 N0156200009921000491-3, участие в электронном аукционе приняло 4 участника, заявки которых признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Победителем электронного аукциона признано ООО "СТРОЙПРЕСТИЖ".
В этой связи, Комиссия считает возможным устранить выявленное в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение при направлении проекта контракта победителю электронного аукциона.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гарьковенко Ф.В. (вх.N 012950) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края при проведении электронного аукциона на Выполнение работ по устройству стационарного электрического освещения и тротуаров на автомобильной дороге Сретенское -Рождественское км 0+450- км 1+080, км 7+550- км 10+500, км 13+200- км 13+735 в Ильинском районе Пермского края (изв. N 0156200009921000491) необоснованной;
2. Признать в действиях (бездействии) Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края нарушение ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, выявленное в ходе внеплановой проверки;
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание, направленное на устранение выявленных нарушений;
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 августа 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2021