Дата оглашения решения: 05 августа 2021 года город Иваново
Дата изготовления решения: 10 августа 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - начальника отдела контроля в сфере закупок, Клюшкина А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
МБОУ "СШ N8" (далее - Заказчик) - Аршинова Ильи Евгеньевича (доверенность от 04.08.2021), Щаницыной Вероники Александровны (доверенность от 04.08.2021), Ларькиной Елены Викторовны (доверенность от 04.08.2021);
ООО "Спецстройсервис": Лавровой Ольги Владимировны (доверенность N1 от 03.08.2021);
в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении жалобы и ее содержании, а также о месте и времени её рассмотрения была направлена указанному лицу),
рассмотрев жалобу ООО "Спецстройсервис" на действия МБОУ "СШ N8" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа в МБОУ "СШ N8" по адресу: г. Иваново, ул. Ташкентская, д.15 (номер извещения 0133200001721001771), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
29.07.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Спецстройсервис" на действия МБОУ "СШ N8" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа в МБОУ "СШ N8" по адресу: г. Иваново, ул. Ташкентская, д.15 (номер извещения 0133200001721001771).
Согласно первому доводу жалобы Заказчик, в нарушение требований абз. 6 п. 11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок) установил показатели N2, N3 и N4 оценки заявок участников закупки по нестоимостному критерию.
Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчик необоснованно установил требование к конкретному месту исполнения контрактов/договоров по созданию или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа в образовательных учреждениях, тем самым, ограничив участников закупки, имеющих опыт выполнения работ по созданию или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа в детских садах или парках.
Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что нарушений при проведении закупки допущено не было.
Рассмотрев представленные ООО "Спецстройсервис", МБОУ "СШ N8" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение N0133200001721001771 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа в МБОУ "СШ N8" по адресу: г. Иваново, ул. Ташкентская, д. 15, а также соответствующая документация о закупке.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, размещенными на официальном сайте:
- начальная (максимальная) цена контракта - 34 194 773 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок - 30.07.2021 10:00;
- дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 02.08.2021 10:00;
- дата подачи окончательных предложений - 04.08.2021;
- дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 09.08.2021 10:00;
- согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме NПРОI1 от 02.08.2021 по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме было подано три заявки. По итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме было принято решение о допуске всех участников закупки, подавших заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, к участию в нем и признании данных участников закупки участниками такого открытого конкурса в электронной форме.
Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с п. 4, 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден Правилами оценки заявок.
Согласно ч. 14 ст. 54.7 Закона о контрактной системе победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.
В соответствии с п. 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями указанных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки.
Заказчик законодательно наделен правом самостоятельно устанавливать перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным в документации о закупке требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
В соответствии с п. 27(2), 27(3) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст. 34 и ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным п. 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия.
В Приложении 1 к Главе 3 "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" документации о закупке установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
N NNп/п |
Критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе |
Величина значимости критерия |
Коэффициент значимости критерия |
1 |
Цена контракта |
60% |
0,6 |
2 |
Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40% |
0,4 |
Оценка заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определяется, в том числе по следующим показателям:
Показатель 2. Наличие у участника закупки финансовых ресурсов, в части наличия финансовой независимости (автономии)" определяется по значению коэффициента финансовой независимости (автономии) (НЦБi2).
Значимость показателя - 20%, коэффициент значимости показателя - 0,2.
Коэффициент финансовой независимости (автономии) (Ка) - финансовый коэффициент, равный отношению собственного капитала и резервов к сумме активов предприятия.
Ка = собственный капитал и резервы / активы.
Лучшим условием по данному показателю является наибольшее значение Ка.
Расчет количества баллов, присуждаемых по данному показателю (НЦБi2), определяется по формуле:
НЦБi2 = КЗ2 х 100 х (Каi /Каmax),
где:
КЗ2 - коэффициент значимости показателя (КЗ2 = 0,2);
Каi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (полученное значение коэффициента финансовой независимости (автономии));
Каmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.
Показатель 3. "Наличие у участника закупки финансовых ресурсов в части обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования" (НЦБi3) определяется по значению коэффициента обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования.
Значимость показателя - 20%, коэффициент значимости показателя - 0,2.
Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования (Ко) - коэффициент, равный отношению собственного капитала за вычетом внеоборотных активов к сумме оборотных активов (Собственный капитал - Внеоборотные активы / Оборотные активы).
Ко = (собственный капитал - внеоборотные активы) / оборотные активы.
Лучшим условием по данному показателю является наибольшее значение Ко.
Расчет количества баллов, присуждаемых по данному показателю (НЦБi3), определяется по формуле:
НЦБi3 = КЗ3 х 100 х (Коi /Коmax),
где:
КЗ3 - коэффициент значимости показателя (КЗ3 = 0,2);
Коi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (полученное значение коэффициента обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования);
Коmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.
Показатель 4. "Наличие у участника закупки финансовых ресурсов в части соотношения заемного и собственного капитала" (НЦБi4) определяется по значению коэффициента соотношения заемного и собственного капитала.
Значимость показателя - 10%, коэффициент значимости показателя - 0,1.
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала (Кзс) - коэффициент равный отношению заемного капитала к собственному капиталу.
Кзс = (заемный капитал (долгосрочные обязательства + краткосрочные обязательства) / собственный капитал).
Лучшим условием по данному показателю является наименьшее значение Кзс.
Расчет количества баллов, присуждаемых по данному показателю (НЦБi4), определяется по формуле:
НЦБi4 = КЗ4 x 100 x (Кзсmin / Кзсi),
где:
КЗ4 - коэффициент значимости показателя (КЗ4 = 0,1);
Кзсmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кзсi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (полученное значение коэффициента соотношения заемного и собственного капитала).
В целях расчета показателей (коэффициентов финансовой устойчивости) по Показателям 2, 3, 4 участнику закупки рекомендуется в составе заявки заполнить таблицу N2.
Исходные данные для расчета показателей (коэффициентов) по Показателям 2, 3, 4 производятся путем суммирования данных бухгалтерского баланса на конец отчетного года (за 2018, 2019, 2020 года) и исчисления среднего значения.
При этом учитывается предоставление в составе заявки на участие в конкурсе следующих копий подтверждающих документов:
- копии бухгалтерских балансов за 2018, 2019, 2020 годы.
Если сведения по показателям не подтверждены документально, закупочная комиссия присваивает 0 баллов.
В соответствии с абз. 6 п. 11 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также контракт, предусмотренный ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст. 34 и ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в п. 27(2) Правил оценки заявок.
Согласно документации о закупке в объем строительства по данному объекту входит установка: тренажеров, сборно-разборной трибуны, скамеек, урн, ворота для спортивных игр.
П. 10.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что некапитальные строения, сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Следовательно, по результатам данной закупки заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству некапитальных объектов.
Таким образом, Заказчик не обязан руководствоваться абз. 6 п. 11 Правил оценки заявок.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
Согласно документации о закупке оценка заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определяется, в том числе по следующему показателю:
Показатель 1. Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема. Значимость показателя - 50%, коэффициент значимости показателя - 0,5.
Под опытом сопоставимого характера и объема понимается опыт по контрактам/договорам, предметом которых является выполнение работ по созданию или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа в образовательных учреждениях. При этом, контракты/договоры должны быть заключены и исполнены в 2017-2021 годах, стоимость каждого должна составлять не менее 40% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу.
Оценка производится по формуле:
НЦБi1 = КЗ1 x 100 x (Кi / Кпред);
при этом НЦБmax = КЗ1 x 100,
где:
КЗ1 - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик (Кпред = 1 шт.).
НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Не подлежат оценке:
- контракты/договоры, из содержания которых (в т.ч. из приложений к ним) невозможно установить предмет выполнения работ по такому контракту;
- контракты/договоры, предметом которых является исключительно поставка спортивного инвентаря и оборудования, без выполнения работ по подготовке территории и/или монтажа оборудования.
- контракты/договоры, в отношении которых к подрядчику применялись штрафные санкции (штрафы, пени), за исключением случаев, если такие штрафные санкции были признаны в судебном порядке незаконными.
Сведения по данному показателю заполняются в форме таблицы N1, при этом в составе заявки предоставляются следующие копии подтверждающих документов:
1) контракты/договоры;
2) акты выполненных работ.
Сведения, не подтвержденные документально, оценке не подлежат.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что необходимость установления требования к контрактам/договорам, предметом которых является выполнение работ по созданию или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа, именно в образовательных учреждениях, вызвана особыми требованиями, устанавливаемыми при проведении работ на территории образовательного учреждения. Так, согласно п. 6 и 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
По мнению Заказчика, вследствие того, что работы по созданию физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа будут проводиться параллельно с осуществлением образовательной деятельности Заказчиком, Подрядчику придется обеспечивать крайние меры безопасности, например, по недопущению обучающихся на территорию выполнения работ.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что ООО "Спецстройсервис" имеет опыт исполнения контрактов/договоров, предметом которых является выполнение работ по созданию или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа в образовательных учреждениях, однако, Заявитель не принял участие в закупке по иным причинам, из чего не удается установить, в чем заключается нарушение прав Заявителя.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Таким образом, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе нарушения Закона о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия (бездействия) Заказчика.
Между тем, Заявителем и его представителем на заседании Комиссии Ивановского УФАС России не были представлены доказательства, обосновывающие довод жалобы.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об обоснованности установления Заказчиком требования к месту выполнения контрактов/договоров по созданию или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа в образовательных учреждениях.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Спецстройсервис" на действия МБОУ "Средняя школа N8" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа в МБОУ "СШ N8" по адресу: г. Иваново, ул. Ташкентская, д.15 (номер извещения 0133200001721001771) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ А.А. Дербенёва
______________________________ А.О. Клюшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 10 августа 2021 г. N 037/06/54.3-425/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2021