Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в присутствие представителей Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания (далее - Министерство ЖКХ и ТЭ РСО-Алания, Заказчик) в отсутствии представителей ООО "Стигматранс" надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Стигматранс" далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Министерства ЖКХ и ТЭ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000321001852 на выполнение работ по капитальному ремонту ВЗС Мамисон (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
29 июля 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Стигматранс" на действия Министерство ЖКХ и ТЭ РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Заказчик ненадлежащим образом установил порядок начисления штрафов в проекте контракта, что нарушает части 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042;
Кроме того, проект контракта не содержит положений, предусмотренных частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N1466, Типовые условия);
Кроме того, Заявитель указал, что в соответствии с частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе, сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренное контрактом, произошло в следствии непреодолимой силы, то есть если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренное контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, поставщик вправе ссылаться на основание освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени), однако проект контракта не содержит указания на такое обстоятельство непреодолимой силы как 2019-nCoV, что по мнению Заявителя может ограничить конкуренцию при проведении Аукциона.
В объяснении по существу жалобы Министерство ЖКХ и ТЭ РСО-Алания указало, что считает жалобу необоснованной, поскольку Заказчиком в пунктах 14.1.1 - 14.1.4, 14.2.3-14.2.6 проекта контракта Заказчиком полностью отражены требования частей 5 и 8 статьи 34 Закона о Контрактной системе.
В пункте 30 информационной карты Аукционной документации- ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе: участниками закупок могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Следовательно, не установлены требования в проекте контракта (к субподрядчику, соисполнителю из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческий организаций, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Также Заказчик пояснил, что проект контракта соответствует требованиям частей 4 и 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 21 июля 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321001852 на выполнение работ по капитальному ремонту ВЗС Мамисон и Документация для проведения указанного Аукциона с приложенным к нему проекта контракта, утвержденная 13.07.2021 Министерство ЖКХ и ТЭ РСО-Алания (далее - Аукционная документация, Проект контракта).
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено что, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Так постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
При этом в пункте 14.2.3 Проекта контракта Заказчиком установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения Контракта, размер штрафа, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, устанавливается в сумме, определяемой в следующем порядке:
а) в случае, если цена Контракта не превышает начальную (максимальную) цену Контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены Контракта, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены Контракта, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены Контракта, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
б) в случае, если цена Контракта превышает начальную (максимальную) цену Контракта:
10 процентов цены Контракта, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены Контракта, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены Контракта, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Таким образом, Проект контракта, соответствует требованиям частей 4 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункта 5 Правил.
2. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций утверждены Постановлением N1466.
Таким образом, установление Заказчиком в извещении об осуществлении закупки требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, является правом, а не обязательством Заказчика.
В рассматриваемом случае требование о привлечении при исполнении контракта субподрядчиков соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в Извещении о проведении Аукциона Заказчиком не установлено, поскольку Заказчик и не обязан был устанавливать требования, предусмотренные Постановлением N1466.
3. Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе, сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
При этом частью 3 статьи 401 ГК РФ установлено что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем в пункте 15.1 Проекта контракта, установлено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение своих обязательств по Контракту, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: пожара, наводнения, землетрясения, войны, запретительных актов государственных органов, носящих общий характер, и их последствий, при условии, что эти обстоятельства и их последствия непосредственно повлияли на исполнение обязательств по Контракту. В таком случае срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства или их последствия
Таким образом Проект контракта соответствует требованиям части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
признать необоснованной жалобу ООО "Стигматранс" на действия государственного заказчика - Министерства ЖКХ и ТЭ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000321001852 на выполнение работ по капитальному ремонту ВЗС Мамисон.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 5 августа 2021 г. N А436-08/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2021