Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кобякова В. А.- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - КГБУЗ "Краевой Центр общественного здоровья и медицинской профилактики" - Зяблицкого Андрея Юрьевича, Вихревой Натальи Анатольевны, Нефедовой Татьяны Николаевны;
от ООО "ПРОГРЕСС" - заявлено ходатайство о рассмотрении обращения заказчика в отсутствие уполномоченного представителя;
от ТЕЛЬЦОВОЙ НАТАЛЬИ ВАЛЕНТИНОВНЫ - не явился, уведомлена,
в рамках проведения внеплановой документарной проверки и рассмотрения обращения Заказчика - КГБУЗ "Краевой Центр общественного здоровья и медицинской профилактики" о включении сведений об ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОГРЕСС" (ИНН 4223077413) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта в рамках проводимой закупки N N 0817200000321002749 "Оказание услуг по уборке зданий", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю 03.08.2021 г. поступило обращение Заказчика - о включении сведений об ООО "ПРОГРЕСС", в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогу закупки N 0817200000321002749.
10.08.2021 г. состоялось заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи, в ходе проведения которого, представители Заказчика дали пояснения о ходе исполнения контракта и факте его расторжения.
Участник закупки к заседанию Комиссии представил свои возражения относительно порядка исполнения контракта, а также документы в доказательство невозможности выполнения работ и его решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В рамках подготовки к проведению внеплановой документарной проверки и рассмотрения обращения, Заказчиком и уполномоченным учреждением также представлены запрошенные документы.
Рассмотрев представленные документы, и обращение Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.03.2021 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000321002749, НМЦК контракта составляет - 361 520,00 руб.
Участие в закупки ограниченно в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем, участие могут принять только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Объектом закупки является - услуги по уборке зданий, код позиции КТРУ - 81.21.10.000-00000006 (обязательное применение с 01.07.2020 г.).
Требования к закупаемой услуге определены ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия".
Описание объекта закупки произведено в соответствии с требованиями статей 23, 33 Закона о контрактной системе и Правилами использования заказчиками каталога товаров работ и услуг, утвержденного Постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В составе аукционной документации представлена инструкция по заполнению заявок, а также проект контракта.
В период с 23.03.2021 г. по 30.03.2021 г. на участие в электронном аукционе было подано 8 заявок.
01.04.2021 г. аукционная комиссия рассмотрела представленные первые части заявок участниками закупки и приняла решение о их допуске к участию в электронном аукционе, в том числе ООО "ПРОГРЕСС" заявка ИНЗ 109505656.
02.04.2021 г. состоялось проведение электронного аукциона, в рамках которого ООО "ПРОГРЕСС" пор.N5 (заявка ИНЗ 109505656) предложило свое ценовое предложение - 229 565,20 руб. (снижение 36,5 %).
Рассмотрев вторые части заявок, при подведении итогов электронного аукциона 07.04.2021 г. аукционная комиссия признала ООО "ПРОГРЕСС" соответствующим требованиям аукционной документации, поскольку предложил наиболее низкую цену контракта среди других участников закупки прошедших данный этап рассмотрения заявок и представил в составе заявки необходимые документы для признания его соответствующим требованиям аукционной документации. Протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов размещены в ЕИС в порядке и сроки установленные статьями 67, 69 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Сведения процедуры заключения контракта ЕИС подтверждают соблюдение установленного статьями 83.2, 96 Закона о контрактной системе порядок и сроки заключения 19.04.2021 г. с ООО "ПРОГРЕСС" государственного контракта N 2021.2749.
Государственный контракт заключен на сумму 229 565,20 руб. в соответствии с положениями статьи 34 Закона о контрактной системе.
Сведения о заключенном контракте, включая дополнительное соглашение к контракту от 19.04.2021 г., направлены в реестр контрактов установленный срок частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе (реестровая запись карточки контракта 2220402503921000029).
Согласно условиям пунктов 1.2, 1.3 контракта состав и объем услуги определяется Приложениями N1 и N2 к Контракту.
Место оказания услуги: 656056, Алтайский край, г. Барнаул, ул.Ползунова, д. 23, КГБУЗ "Краевой Центр общественного здоровья и медицинской профилактики" (далее - "место оказания услуги").
График оказания услуги содержится в приложении N2 к контракту, который включает в себя:
График работы учреждения:
Понедельник - пятница: с 8.00 до 17.00
Одна рабочая суббота в месяц согласно графика с 8.00 до 16.00 (1 этаж 349,45 м)
Оказание услуг по уборке зданий Исполнитель производит в рабочее время Заказчика с периодичностью, согласно Перечня работ по уборке помещений. Уборка коридоров, холлов, входной зоны, лестницы, сан узлы, кабинеты, актовый зал, Центр здоровья, вспомогательные и другие помещения: основная уборка - с 08.00 до 11.00 ежедневно. Количество уборщиков, находящихся одновременно на объекте во время основной уборки - не менее 2 человек. Поддерживающая уборка - с 8.00 до 17.00 ежедневно (понедельник - пятница), количество уборщиков, находящихся одновременно на объекте - 1 человек. В субботу предусмотрен один уборщик, одна рабочая суббота в месяц, согласно графика (1 этаж 349,45 м).
В случае производства ремонтных работ Исполнитель осуществляет уборку ремонтируемых помещений, в том числе осуществляет чистку и влажную уборку загрязненных и пыльных в результате ремонтных работ поверхностей.
Генеральная уборка помещений 1- раз в месяц. Генеральная уборка кабинетов Центра здоровья - 1 раз в месяц. Генеральная уборка двух кабинетов стоматолога 1-раз в неделю. Генеральная уборка процедурного кабинета 1-раз в неделю.
Приложением N2 также предусмотрены расходные материалы для уборки, предоставляемые Заказчиком.
В приложение N2 к контракту включен Перечень работ по уборке помещений по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, Ползунова 23, с указанием периодичности и дополнительных мероприятий. При этом рассматриваемым перечнем предусмотрено:
- присутствие представителя Исполнителя, контролирующего предоставление услуг клининга (уборки), является обязательным, ежедневно.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 контракта, услуга оказывается до 31.12.2021 г. (включительно). Исполнитель приступает к оказанию услуги с 01.05.2021 г.
Пунктами 3.1.3, 3.1.4 контракта предусмотрено право Заказчика:
- Проверять в любое время ход и качество оказываемой Исполнителем и его соисполнителями услуги по Контракту, оказывать консультативную и иную помощь без вмешательства в его оперативно-хозяйственную деятельность.
- Отказаться (полностью или частично) от приемки и оплаты услуги в случае неисполнения в срок или ненадлежащего исполнения Исполнителем принятых на себя обязательств в соответствии с условиями Контракта
При проверке хода и качества оказываемой услуги, Заказчиком установлено, что: 13.05.2021 г., 17.05.2021 г., 18.05.2021 г., 20.05.2021 г., 21.05.2021 г., 21.06.2021 г., 22.06.2021 г., 23.06.2021 г., 24.06.2021 г., 25.06.2021 г., 28.06.2021 г., 29.06.2021 г., 30.06.2021 г., Исполнителем услуга предусмотренная контрактом не оказывалась, о чем в указанные даты были составлены акты.
Согласно пунктов 5.1 и 5.2 контракта, приемка оказанной услуги на соответствие требованиям, установленным в Контракте, осуществляется ежемесячно.
Исполнитель направляет в адрес Заказчика извещение (уведомление) о готовности услуги к сдаче, акт об оказанных услугах, счет, счет-фактуру (при наличии).
Поскольку в мае и в июне 2021 г. Исполнитель услугу не оказывал, то такие акты об оказанных услугах им не направлялись в адрес Заказчика.
Заказчик 14.05.2021 г. за N257 предъявил претензию Исполнителю о выявленных нарушениях контракта.
17.05.2021 г. за N260 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду того, что Исполнитель не приступал к его исполнению.
Поскольку Исполнитель 24.05.2021 г. приступил к исполнению контракта, то 17.06.2021 г. Заказчик принял решение N326 об отмене одностороннего отказа от исполнения контракта.
Однако, 21.06.2021 г. 22.06.2021 г., 23.06.2021 г. со стороны Исполнителя повторилось неисполнение контракта.
Вместе с тем, пунктом 5.10 контракта предусмотрено, что в случае если Исполнитель не согласен с актом о недостатках, Исполнитель обязан самостоятельно подтвердить надлежащие исполнение обязательств по Контракту заключением эксперта, экспертной организации и оригинал экспертного заключения представить Заказчику. Выбор эксперта, экспертной организации осуществляется Исполнителем. Оплата услуг эксперта, экспертной организации, а также всех расходов для экспертизы осуществляется Исполнителем.
Участником закупки в заседание Комиссии не представлено доказательство проведения такой экспертизы, а также каких либо доказательств разрешения разногласий согласно разделу 9 контракта.
Вместо этого, участник закупки составил свои акты о не допуске сотрудников 21.06.2021 г., 22.06.2021 г., 23.06.2021 г., 24.06.2021 г., 25.06 2021 г.,
Аналогичным образом составлены акты исполнителем о его не допуске в период с 26.06.2021 г по 15.07.2021 г. и направлены по почте Заказчику с описью вложения 15.07.2021 г., о чем также свидетельствует штамп почтового отделения места отправки актов (г.Новокузнецк).
Похожие акты участником закупки составлялись с 19.07.2021 г. по 30.07.2021 г. и вместе с претензией к Заказчику N129 направлялись 31.07.2021 г., а также со 02.08.2021 г. по 05.08.2021 г. и претензией N140 направлялись по почте описью вложений.
Пунктом 10.9 Контракта предусматривается такое право Исполнителя, а именно:
- Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае нарушения Заказчиком своих обязанностей, предусмотренных Контрактом, препятствующего исполнению Контракта Исполнителем, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок, а также по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Составленные акты Исполнителем о не допуске его сотрудников и направленные по почте в адрес Заказчика не могут свидетельствовать о надлежащем исполнении обязательств участником закупки.
Напротив представленные акты свидетельствуют о намерении участника не исполнить контракт и послужить в качестве основания для принятия им первым решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, с целью его расторжения по собственной инициативе.
Так, 15.07.2021 г. Исполнитель принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в основании которого ссылается на не допуск Заказчиком его сотрудников на место оказания услуг и уведомлением N117 направляет такое решение Заказчику, которое последний получил по почте 06.08.2021 г.
В доказательство участник закупки представляет сформированный отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65400061003830, которое им сформировано с помощью сервиса официального сайта Почты России 08.08.2021 г.
Также участником закупки представлен скриншот отправки 20.07.2021 г. одностороннего отказа Заказчику сервисом электронной почты, обратное уведомление о получении которого адресатом отсутствует.
Согласно части 20 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Учитывая получение участником закупки 08.08.2021 г. почтового отслеживания следует, что иной датой подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления он не располагает.
В заседании Комиссии представителем Заказчика также предъявлено почтовое отправление участника закупки, содержащего его уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое получено заказчиком лишь 06.08.2021 г.
Таким образом, Заказчик считается надлежащим образом уведомлен - 09.08.2021 г. и такое решение участника закупки может вступить в силу не раньше чем через 10 дней с даты надлежащего уведомления.
С учетом того, что решение участника закупки еще не вступило в законную силу, у Комиссии отсутствуют основания полагать, что рассматриваемый контракт расторгнут по инициативе Исполнителя.
Объективные причины неисполнения контракта участником закупки не представлены, равно как и не представлено им доказательств того что Заказчик действительно препятствовал исполнению контракта.
В заседании Комиссии начальник административно-хозяйственного отдела КГБУЗ "Краевой Центр общественного здоровья и медицинской профилактики" дал пояснения, что учреждение открыто, доступ в него беспрепятственный. При этом, сотрудники от Исполнителя на объекте не появлялись никто и представителей составляющих какие либо акты о не допуске также на объекте не появлялись, хотя согласно условиям контракта, в ходе исполнения контракта присутствие от Исполнителя контролирующего предоставление услуг клининга (уборки), является обязательным обязательно, причем ежедневно. Такое лицо от Исполнителя ни разу на объекте не появлялось и сведения о нем отсутствуют. Во всяком случае, взаимодействие с представителями от Исполнителя входит в обязанности руководителя АХО, но такого не было, поскольку услуга вовсе не оказывалась.
Таким образом, у Исполнителя отсутствовали основания для принятия своего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а представленные им акты о не допуске сотрудников, причем некоторые составленные за день либо в день их отправки из г.Новокузнецка, Комиссия не может принять в качестве неоспоримого доказательства о создании препятствий со стороны Заказчика.
В заседание Комиссии участником закупки не представлено пояснений о причинах отсутствия взаимодействия с администрацией учреждения, в том числе невозможности составления таких актов с участием представителя от Заказчика, а также не вручения их Заказчику в день составления, если такие акты машинописным способом составлялись на объекте в день не допуска сотрудников Исполнителя.
Обратившись в антимонопольный орган, Заказчик представил повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.06.2021 г. N336.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что правило одностороннего отказа от исполнения контракта не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
При этом первая отмена решения Заказчика свидетельствует о том, что Заказчик шел на встречу участнику закупки и при должном исполнении контракта последним, у Заказчика отсутствовали бы основания принимать такое решение повторно.
В силу положений части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Соответственно решение N336 от 24.06.2021 г. размещено в ЕИС Заказчиком 24.06.2021 г. в разделе "Дополнительная информация" с реестровым номером N0317300078921000003.
Датой надлежащего уведомления участника закупки будет являться - 25.07.2021 г.
Таким образом, в рамках проведения внеплановой документарной проверки установлено, что на дату проведения внеплановой документарной проверки контракт фактически расторгнут Заказчиком.
В основании принятого решения Заказчик ссылается на то, что уборка помещений не производилась 21, 22 и 23.06.2021 г., что является нарушением своевременности исполнения контракта, в связи с чем ссылается на положения пункта 10.2 контракта, а именно:
- Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
- Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услугу настолько медленно, что завершение оказания услуги к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
- во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, и Исполнитель не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
- отступления в услуге от условий Контракта или иные недостатки услуги в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
- рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
- проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил;
Соответственно согласно пункту 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, основанием для проведения внеплановой проверки является рассмотрение обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что также предусмотрено пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил предусмотрено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Рассмотрев обращение и документы, представленные Заказчиком, в рамках проведения внеплановой документарной проверки, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика - КГБУЗ "Краевой Центр общественного здоровья и медицинской профилактики" нарушений Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона N 0817200000321002749 - не выявлено;
2. Включить сведения в реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОГРЕСС" (сокращенное наименование - ООО "ПРОГРЕСС"), ИНН 4223077413, КПП 425301001, 654079, ОБЛ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ - КУЗБАСС, Г НОВОКУЗНЕЦК, УЛ МИЧУРИНА (КУЙБЫШЕВСКИЙ Р-Н), ДОМ 27, КВАРТИРА 3 - сроком на два года;
3. Включить сведения в реестр недобросовестных поставщиков о директоре/учредителе ООО "ПРОГРЕСС"- ТЕЛЬЦОВОЙ НАТАЛЬЕ ВАЛЕНТИНОВНЕ ИНН 421700043936 - сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 августа 2021 г. N РНП-22-131-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2021