В связи с поручениями Президента Российской Федерации от 23.05.2019 г. NПр-907 и ФАС России о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, в целях проверки соблюдения требований законодательства о закупках, руководствуясь статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" Инспекция Воронежского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Рощупкина Ю.В. начальник отдела, руководитель инспекции;
Колмаков Р.В. зам.начальника отдела, участник инспекции;
Яковлева Е.Л. государственный инспектор, участник инспекции,
в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) заказчика - администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство Центра культурного развития по адресу: РФ, Воронежская область, г. Лиски, ул. 40 лет Октября, д. 43а" (реестровый номер торгов 0131300045121000029) (национальная программа "Культура").
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
у с т а н о в и л а:
Воронежским УФАС России проведена внеплановая проверка действий заказчика - администрации городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство Центра культурного развития по адресу: РФ, Воронежская область, г. Лиски, ул. 40 лет Октября, д. 43а" (реестровый номер торгов 0131300045121000029) (национальная программа "Культура").
Рассмотрев документы по проводимой закупке, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Воронежского УФАС России установила следующее.
08.06.2021 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство Центра культурного развития по адресу: РФ, Воронежская область, г. Лиски, ул. 40 лет Октября, д. 43а" (реестровый номер торгов 0131300045121000029).
Вышеназванная закупка осуществлена в рамках национального проекта национальный проект национальный проект "Культура".
Предметом закупки являлось выполнение проектно-изыскательских работ.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с частью 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 32 Закона о контрактной системе установлен порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
На основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
2.1. Показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия - 30%) являются:
Описание состава работ, выполняемых участником закупки, предусмотренных в Техническом задании выполнение проектно-изыскательских работ по объекту, с учетом требований национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 04 июля 2020 г. N985, а также требований в области стандартизации, определенных приказом Росстандарта N 687 от 02.04.2020 |
Предложение участником не представлено или представлено только скопированное техническое задание на разработку проектной документации или переписан состав проектной документации из Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" 1 |
0 баллов |
В представленном предложении содержатся не все виды (наименования) выполняемых работ, содержащихся в Техническом задании, либо описание состава работ, выполняемых участником закупки, предусмотренных в Техническом задании на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту, с учетом требований национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 04 июля 2020 г. N985, а также требований в области стандартизации, определенных приказом Росстандарта N687 от 02.04.2020 предоставлено не по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в Техническом задании, не представлены предварительные графические материалы. |
10 баллов |
|
Предложение содержит описание состава работ, выполняемых участником закупки, предусмотренных в Техническом задании на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту, с учетом требований национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 04 июля 2020 г. N985, а также требований в области стандартизации, определенных приказом Росстандарта N687 от 02.04.2020 по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в Техническом задании, представлены предварительные графические материалы, но уступает лучшему предложению 2 |
30 баллов |
|
Лучшее предложение, содержащее описание состава работ, выполняемых участником закупки, предусмотренных в Техническом задании на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту, с учетом требований национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 04 июля 2020 г. N985, а также требований в области стандартизации, определенных приказом Росстандарта N687 от 02.04.2020 по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в Техническом задании, в предложении содержатся графические материалы, предлагающие размещение объекта на земельном участке с предварительными планировочными решениями и цветовыми решениями фасадов, интерьеров и экстерьеров 3 |
100 баллов |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ |
Количество штатных квалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в соответствии с предметом контракта и видами выполняемых работ, не представлено |
0 баллов |
Количество штатных квалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в соответствии с предметом контракта и видами выполняемых работ, составляет от 1 до 19 человек (включительно) |
10 баллов |
|
Количество штатных квалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в соответствии с предметом контракта и видами выполняемых работ, составляет от 20 до 39 человек (включительно) |
30 баллов |
|
Количество штатных квалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в соответствии с предметом контракта и видами выполняемых работ, составляет 40 человек и более |
100 баллов |
Порядок оценки заявок участников на участие в открытом конкурсе и запросе предложений, устанавливаемый заказчиками в закупках, разъяснен Федеральной антимонопольной службой в письме от 19.10.2015 NАЦ/57532/15.
Согласно письму ФАС России от 19.10.2015 NАЦ/57532/15, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);
4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
При этом пропорциональными называются две величины, если отношение их значений остается неизменным.
Вместе с тем, Инспекция Воронежского УФАС России, ознакомившись с содержанием конкурсной документации, пришла к выводу, что Заказчиком, не соблюдена зависимость и пропорциональность между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участником закупки сведениями, а именно: Заказчиком установлена ненадлежащая шкала оценки, что является нарушением законодательства о контрактной системе и фактически свидетельствует об отсутствии порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспекция на основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе
р е ш и л а:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Принимая во внимание, что 12.07.2021 года, результаты подведены, победитель определен предписание об устранении допущенных характеристик не выдавать.
3. Передать уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России материалы проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Руководитель Инспекции Ю.В. Рощупкина
Участник Инспекции Р.В. Колмаков
Участник Инспекции Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 23 июля 2021 г. N 036/10/54.3-43/2021 (ключевые темы: участники закупок - техническое задание - критерии оценки - открытый конкурс - конкурсная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2021