Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
А.С. Леонтьевой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
Больницы РАН (г. Троицк): А.В. Косова,
ООО "Макситрейд": Е.А. Антоновой,
рассмотрев жалобу ООО "Макситрейд" (далее - Заявитель) на действия
Больницы РАН (г. Троицк) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку товаров медицинских расходных материалов (Закупка N 0348100027121000100) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N NЕИ/45896/21 от 02.08.2021, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В жалобе Заявитель указывает на то, что в технической части аукционной документации установлены требования к товарам не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Так, в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком по п.1 "Система для вливания инфузионных растворов одноразовая", установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки которые отсутствуют в выбранной Заказчиком позиции
КТРУ 32.50.50.000-00234 и в то же время обязательные для применения характеристики, определенные данной позицией каталога, не использованы при описании закупаемого товара.
В силу п.1,п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Управления установлено, что в технической части аукционной документации установлены в том числе следующие требования к п.1 "Система для вливания инфузионных растворов одноразовая":
"Длина соединительной трубки, мм: Не менее 1500;
Трансфузионная игла металлическая, типа "игла в игле": наличие (имеет 2 канала для одновременного проведения воздуха и ЛС, что обеспечивает удобство прокалывания твердых материалов, например резиновых пробок, уменьшает количество необходимых манипуляций);
прямой инъекционный порт : наличие (Предоставляет возможность болюсного введения препаратов);
Конектор: Луер Лок (Обеспечивает надежное соединение, совместимость с венозными катетерами);
Отсутствие ФТАЛАТОВ и ПВХ в составе изделия, что подтверждается знаком на упаковке: наличие (Обеспечивает возможность использования препаратов взаиможействующих с ПВХ)".
При этом Заказчиком данные товары отнесены к КТРУ 32.50.50.000-00234, который содержит следующие характеристики для данного товара:
"Диаметр инъекционной иглы (характеристика является обязательной для применения): 0.3 и
0.8 Миллиметр; Длина соединительной трубки (характеристика является обязательной для применения): > 1300 и
1800 Миллиметр; Регулятор тока жидкости (характеристика является обязательной для применения): роликовый; Трансфузионная игла (характеристика является обязательной для применения): полимерная".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком в технической части аукционной документации установлено, что трансфузионная игла должна быть металлическая, что противоречит содержанию требований позиции КТРУ 32.50.50.000-00234, согласно которой такая игла является полимерной.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. Так, при формировании требований к закупаемым изделиям Заказчиком был определен наиболее подходящий код КТРУ, при этом представитель Заказчика не отрицает, что установленные требования, в частности материал трансфузионной иглы, противоречат выбранному КТРУ 32.50.50.000-00234.
Комиссия Управления отмечает, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик не лишен право описать товар в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, что прямо предусмотрено п.7 Правил использования КТРУ.
В рассматриваемом же случае, в технической части аукционной документации установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки которые не предусмотрены выбранной позицией КТРУ 32.50.50.000-00234, что прямо противоречит п. 4 Правил использования КТРУ.
На основании вышеизложенного, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4 ст.23, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товару по п.1 "Система для вливания инфузионных растворов одноразовая", которые вводят в заблуждение участников закупки и препятствуют формированию заявки на участие в аукционе.
Так, в п. 26 информационной карты аукционной Заказчиком установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок, установленные в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе на основании Постановления Правительства от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
П.1 Постановления N102 утвержден перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2)
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком закупаются медицинские изделия которые включены в Перечень N2, при этом требование о том, что в составе закупаемого изделия по п. 1 "Система для вливания инфузионных растворов одноразовая" должны отсутствовать ПВХ исключает применение Постановления N102, поскольку из наименования самого Перечня следует, что в него включены медицинские изделия одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Управления отмечает, что требования документации должны быть сформированы единообразно и не должны допускать двоякого толкования тех или иных требований.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку установление требования об отсутствии ПВХ в составе изделия наряду с установленными ограничениями вводит в заблуждение и, как следствие, может повлечь за собой ограничение количества участников закупки
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Макситрейд" на действия Больницы РАН
(г. Троицк) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.23, п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
А.С. Леонтьева
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 августа 2021 г. N 077/06/106-13526/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2021