Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
в отсутствие представителей ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ",ООО "Техномонтаж", о времени и порядке проведения заседания Комиссии уведомленных надлежащим образом по средствам функционала единой информационной системы,
рассмотрев жалобу ООО "Техномонтаж" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на
оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ" в 2021 г. (Закупка N0373200099721000907) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, а именно: приказ (иной акт) со всеми изменениями о создании Комиссии, действующей при проведении закупки; положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности членов Комиссии, действующей при проведении закупки; сведения о членах Комиссии, действующей при проведении закупки (паспортные данные), возражения на доводы жалобы, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, поскольку такие работы не являются основным объектом закупочной процедуры и могут быть исполнены субподрядной организацией, привлекаемой участником закупки.
Согласно п.2 ч.3 ст.54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной ст.42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.3 ч.6 ст.54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, содержится в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), согласно п.46 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о лицензировании положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включена дезинфектология.
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является оказание услуг по оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что пп.2 п.23 информационной карты конкурсной документации установлено, что вторая часть заявка на участие в конкурсе должна содержать копию собственной действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Так в жалобе Заявитель указывает, что в соответствии с положениями технической части конкурсной документации в состав оказываемых услуг входит техническое обслуживание систем вентиляции, в том числе профилактические осмотры оборудования приточно-вытяжной системы вентиляции; осмотр состояния вентилятора; очистку вентилятора от пыли и грязи; проверку балансировки рабочего колеса без снятия вала; подтяжку всех креплений вентилятора; проверку состояния и замену пришедшей в негодность подшипниковой группы; регулировку натяжения ремня; гидравлические испытания калориферов и трубопроводов систем вентиляции перед началом отопительного сезона; поверку и калибровку контрольно-измерительных приборов; контроль параметров подающей и обратной сетевой воды; настройку параметров контроллеров управления; проверку направления вращения вентилятора; замену подшипников электродвигателя и вентилятора; подтяжку креплений питающего провода к электродвигателю вентилятора; замену отработанного фильтрующего элемента из ячеек секции "Воздушных фильтров"; осмотр и очистку от грязи секций "Воздушных фильтров"; проверку состояния рамок кассет, каскадов и соединительных фланцев; осмотр калориферов и т. д., что является основным объектом закупки, при этом установление требований непосредственно к участникам закупки о наличии собственной лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии существенно ограничивает количество таких участников, поскольку дезинфектология системы не является самостоятельным объектом закупки, а входит в состав работ по техническому обслуживанию.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем Заказчиком не представлены возражения опровергающие доводы заявителя, и свидетельствующие о существенности объемов работ по дезинфектологии и невозможности привлечения субподрядных организаций для оказания лицензируемой деятельности.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что установление Заказчиком требования к участникам закупки о наличии вышеуказанной лицензии нарушает ч.6 ст.54.4 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателям п.4.1, ч.4.2 "Квалификация участников закупки" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В соответствии с п.27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией Управления определено, что согласно конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по показателю п.4.1 "Квалификация участников закупки":
"определяется по количеству исполненных договоров, контрактов заключенных с требованиями Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ или ФЗ N 223 от 18.07.2011, на оказание услуг по обслуживанию инженерных систем, в том числе оказание услуг по Обслуживанию систем кондиционирования и вентиляционных систем удовлетворяющих следующим требованиям:
- контракты (договоры), исполненные в 2019-2020 г.;
-с ценой контракта не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс
-информация о которых указана в Документе, подтверждающем квалификацию участника конкурса
Оценка осуществляется по шкале предельных величин значимости показателя оценки:
НЦБi4.1 = 100 баллов, в случае если имеется 30 или более ранее исполненных контрактов, договоров
НЦБi4.1 = 50 баллов, в случае если имеется от 10 до 29 (включительно) ранее исполненных контрактов, договоров
НЦБi4.1 = 20 баллов, в случае если имеется от 2 до 9 (включительно) ранее исполненных контрактов, договоров
НЦБi4.1 = 0 баллов, в случае если имеется 1 или менее ранее исполненный контракт, либо информация о ранее исполненных контрактах не представлена".
По показателю п.4.2 "Квалификация участников закупки": "определяется суммой исполненных договоров, контрактов заключенных с требованиями Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ или ФЗ N 223 от 18.07.2011, на оказание услуг по обслуживанию инженерных систем, в том числе оказание услуг по Обслуживанию систем кондиционирования и вентиляционных систем удовлетворяющих следующим требованиям:
- контракты (договоры), исполненные в 2019-2020 г.;
-с ценой контракта не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс;
информация о которых указана в Документе, подтверждающем квалификацию участника конкурса.
Оценка осуществляется по шкале предельных величин значимости показателя оценки:
НЦБi4.2 = 100 баллов, в случае если сумма по исполненным контрактам(договорам) превышает или равна начальной (максимальной) цене контракта, на право заключить который проводится конкурс
НЦБi4.2 = 50 баллов, в случае если сумма по исполненным контрактам(договорам) равна от 50 до 99 (включительно) процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс
НЦБi4.2 = 20 баллов, в случае если сумма по исполненным контрактам(договорам) равна от 20 до 49 (включительно) процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс
НЦБi4.2 = 0 баллов, в случае если сумма по исполненным контрактам(договорам) менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс , либо информация о ранее исполненных контрактах не представлена".
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно сокращен период принимаемых в качестве подтверждения опыта контрактов 2019-2020 г. по вышеуказанным показателям, поскольку такой порядок оценки исключает возможность представления контрактов/договоров исполненных в 2021 году, которые также свидетельствуют о наличии актуального и надлежащего опыта у участника закупки.
Комиссия Управления отмечает, что из совокупного толкования положений Закона о контрактной системе, в частности ст.37, ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе, усматривается, что разумным сроком по смыслу законодателя для подтверждения опыта является не менее трех лет.
Кроме того Заявитель указывает, что установление по показателю п.4.2 "Квалификация участников закупки" шкалы предельных величин значимости показателей оценки не способствует выявлению наиболее опытного участника закупки, поскольку участник закупки, предложивший контракты на общую сумму 50 млн. руб., согласно порядку оценки поставлен в равные условия с участником, предложившим на сумму более 100 млн. руб.
При этом, очевидно, что существо показателя опыта заключается в выявлении наиболее опытного участника закупки, однако установление Кпред оцениваемого опыта ставит участников закупки на один уровень оценки опыта, что не отвечает цели самого показателя и самому определения понятия "оценки", суть которого заключается в выявлении лучших условий исполнения контракта, лучшего исполнителя, а в данном конкретно случае относительно показателя опыта - наиболее опытного исполнителя.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в жалобе Заявитель указывает, что установление по показателю п.4.1 "Квалификация участников закупки" шкалы предельных величин также является неправомерным.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что данный показатель применяется в качестве выявления участника закупки с наибольшим количеством исполненных контрактов, при этом оценка таких контрактов и их значимость по показателю, в силу положений Правил, определяет Заказчика. Таким образом оценка количества контрактов с использованием шкалы предельных величин не ограничивает участников закупки, а также с учетом наличия отдельного показателя, учитывающего стоимость исполненных контрактов, позволяет конкурсной комиссией выявить лучшее предложение среди участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности действий заказчика, в части установления шкалы предельных значений по показателю п.4.1 "Квалификация участников закупки".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Вместе с тем в ходе проведений внеплановой проверки Комиссией Управления выявлены нарушения п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе по показателям п.4.1, ч.4.2 "Квалификация участников закупки" в части установления шкалы предельных величин с непропорциональным шагом баллов.
Исходя из положений Правил установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом заказчика, вместе с тем положения Закона о контрактной системе в совокупности с нормами Правил, не допускают возможности выбора Заказчиком произвольной шкалы предельных величин значимости показателей оценки, не устанавливающей интервалы их изменений, или порядка их определения.
Так, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п.11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод также следует и из содержания п.29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
Вместе с тем, шкала очевидно, должна обладать пропорциональным, то есть соразмерным, характером, но не произвольным.
При этом право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу норм законодательства, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Техномонтаж" на действия ГБУЗ "Морозовская ДГКБ ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерного порядка оценки, а также неправомерных требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.54.4, п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.А. Узкий
Э.З. Гугава
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 августа 2021 г. N 077/06/106-14168/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2021