Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
В присутствии представителей:
От уполномоченного органа - Администрации города Южно-Сахалинска:
- Коваль Оксана Валерьевна (представитель по доверенности);
От заказчика - Муниципальное казенное учреждение городского округа "город Южно-Сахалинск" - "Управление капитального строительства":
- Панюкова Юлия Сергеевна (представитель по доверенности);
От Общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ": представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
От участника закупки - ООО "Глобус-СК":
- Гольцев Сергей Александрович (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ" и материалы дела N 027/06/54.3-1006/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ДЖУЛИ" (далее - Заявитель) на действия уполномоченного органа - Администрации города Южно-Сахалинска, заказчика - Муниципального казенного учреждения городского округа "город Южно-Сахалинск" - "Управление капитального строительства" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, выполнению работ по строительству объекта: Строительство многофункционального спортивного комплекса с экстрим-зоной в городе Южно-Сахалинске (извещение N0161300000121000583 от 09.07.2021).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при составлении конкурсной документации, а именно:
- неправомерно установлено требование о соответствии цены представляемых контрактов в размере 100% НМЦК для целей учета в конкурсных критериях, а также об учете контрактов исключительно в пределах 3 летнего срока до даты окончания срока подачи заявок.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0161300000121000583 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 09.07.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): открытый конкурс в электронной форме.
Объект закупки: выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, выполнению работ по строительству объекта: Строительство многофункционального спортивного комплекса с экстрим-зоной в городе Южно-Сахалинске.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 113 346 300 рублей 00 копеек.
Источник финансирования: Муниципальный бюджет.
Дата и время начала срока подачи заявок: 09.07.2021 09:40 (МСК+8).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 02.08.2021 10:00 (МСК+8).
В ходе проведения проверки Заказчиком, уполномоченным органом представлены мотивированные отзывы на жалобу, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России поддержали доводы, изложенные в отзыве, просили признать жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N027/06/54.3-1006/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы.
В силу ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Как следует из материалов дела, ООО "ДЖУЛИ" (зарегистрированный в Единой информационной системе в сфере закупок участник закупки) подало жалобу на положения конкурсной документации. Согласно материалам дела, жалоба подписана Янгличевым И.В. с приложением Решения N2/21 единственного участника Общества о назначении Янгличева И.В. директором ООО "ДЖУЛИ".
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) применительно к сведениям о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан Янгличев И.В. с отметкой "сведения недостоверны (заявление физического лица о недостоверности сведений о нем)".
Таким образом, с учетом фактического подписания жалобы Янгличевым И.В., не обладающим полномочиями на деятельность в качестве директора ООО "ДЖУЛИ", жалоба Общества подлежит оставлению без рассмотрения и признанию необоснованной.
Вместе с тем, статья 99 Закона о контрактной системе предусматривает, что в случае поступления жалобы, а также информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, контрольным органом в сфере закупки проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из положений ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе следует, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи (ч. 5 ст. 32 Закона о контрактной системе).
Частью 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N1085) утверждены порядок и правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла" (п. 8 Постановления Правительства РФ N1085).
В соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ N1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Как следует из материалов дела, конкурсной документацией предусмотрены критерии оценки заявки на участие в конкурсе, в том числе стоимостной и нестоимостной критерий оценки заявок.
В качестве нестоимостных критериев оценки заявок конкурсная документация предусматривает:
- Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) - коэффициент значимости 0,90%;
- Общее количество исполненных контрактов (договоров) - коэффициент значимости 0,10%.
При этом конкурсная документация предусматривает следующее требование в части, что предоставляемых участником закупки копий исполненных муниципальных контрактов и (или) государственных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров и (или) договоров:
- исполненные за последние три года предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
- стоимость каждого из исполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта.
Также разделом "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме" конкурсной документацией предусмотрено, что контракты (договоры) должны быть представлены в составе заявки со всеми приложениями и дополнительными соглашениями. Контракты (договоры) должны быть исполнены в полном объеме в установленный контрактом (договором) срок. В подтверждение исполнения контракта (договора) должны быть приложены копии документа (документов), подтверждающего (-их) факт исполнения контракта (договора) в полном объеме за весь период работы, содержащий (-ие) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона ''О бухгалтерском учете''. Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, в составе заявки участника закупки должна быть представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Контракты (договоры) не будут учитываться для оценки заявки по показателю в случае, если:
- дата исполнение контракта (договора) не будет соответствовать установленному периоду (3 года), предшествующему дате окончания подачи заявок на участие в закупке;
- выполненные работы по прилагаемым контрактам (договорам) не будут соответствовать работам сопоставимого характера;
- контракт (договор) не исполнен в срок, установленный контрактом (договором).
Таким образом, для целей оценки по нестоимостным критериям, участник закупки должен представить контракты на выполнение работ сопоставимого характера и объема, исполненные в период за истекшие 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, имеющий цену не менее 100% от 113 346 300 рублей 00 копеек, а также исполненный в срок, установленный контрактом (договором).
Вместе с тем, указанное условие не отвечает принципу создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, не отвечает целям проведения открытого конкурса в электронной форме в части определения лучших условий исполнения контракта и не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, наилучшим образом подходящего для целей исполнения контракта.
Так, исходя из условий порядка оценки по нестоимостным критериям "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", потенциальный участник закупки, обладающий более 3 исполненных контрактов на сумму менее 113 346 300 рублей 00 копеек, получит 0 баллов по указанным критериям.
Равным образом не будут оценены контракты участника закупки, исполнившего сопоставимые работы (в том числе свыше суммы 113 346 300 рублей 00 копеек) в срок более 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Однако установленное Заказчиком временное ограничение контрактов, подлежащих учету для целей оценки заявок по нестоимостному критерию, не отвечает целям осуществления закупки, не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, поскольку неправомерно ограничивает участников закупки имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
Кроме того, исходя из условий конкурсной документации, не будут оценены контракты участников закупки, соответствующие цене сопоставимых работ (в том числе свыше суммы 113 346 300 рублей 00 копеек), сроку менее 3 лет до даты подачи заявки, однако по причинам, независящим от участника закупки (например, обстоятельства непреодолимой силы, вина заказчика), неисполнившим контракт (договор) в установленный срок.
Принимая во внимание специфику объекта закупки (Строительство многофункционального спортивного комплекса с экстрим-зоной в городе Южно-Сахалинске) и связанного с объектом закупки требования о предоставлении контрактов с выполнением сопоставимых работ (строительство т.е. договоры подряда), условие об отказе в оценке контрактов (договоров) не исполненных в срок, установленный контрактом (договором), без указания на виновность участника закупки, начислении неустоек, не отвечает целям осуществления закупки, не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, поскольку неправомерно ограничивает участников закупки, не исполнивших контракт (договор) в установленный срок по причинам, независящим от участника закупки.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетное необходимость применения норм статьи 743 ГК РФ наряду с положениями Закона о контрактной системе.
При этом в силу п. 1 ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом в нарушение требований ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлены условия оценки заявок по нестоимостным критериям, несоответствующие Закону о контрактной системе, постановлению Правительства РФ N1085, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЖУЛИ" на действия уполномоченного органа - Администрации города Южно-Сахалинска, заказчика - Муниципального казенного учреждения городского округа "город Южно-Сахалинск" - "Управление капитального строительства" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, выполнению работ по строительству объекта: Строительство многофункционального спортивного комплекса с экстрим-зоной в городе Южно-Сахалинске (извещение N0161300000121000583 от 09.07.2021) - необоснованной.
2. Признать уполномоченный орган - Администрацию города Южно-Сахалинска, заказчика - Муниципальное казенное учреждение городского округа "город Южно-Сахалинск" - "Управление капитального строительства" нарушившими требования ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу - Администрации города Южно-Сахалинска, заказчику - Муниципальному казенное учреждение городского округа "город Южно-Сахалинск" - "Управление капитального строительства"предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления торгов, внесения изменений в конкурсную документацию.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 9 августа 2021 г. N 7-1/377
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2021