Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеоконференц-связи представителя ООО "Линия Вкуса" (далее - Заявитель): **** (по доверенности),
представители Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 14" города Кимры Тверской области (далее - Заказчик), Администрации города Кимры Тверской области (далее - Уполномоченный орган) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством системы видеооконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 28.07.2021 поступила жалоба Заявителя на положение документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации горячего питания учащихся МОУ "Средняя школа N14" города Кимры Тверской области (извещение от 16.07.2021 N 0136300050521000043) (далее - Аукцион), в части:
1) установления Заказчиком в технической части Аукционной документации излишних требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона;
2) установления в Аукционной документации излишней ответственности Исполнителя;
3) отсутствия в составе Аукционной документации раздела "Примерное меню".
В результате изучения представленных документов и пояснений, рассмотрения доводов жалобы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона (далее - Аукцион), документацией об Аукционе, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 16.07.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 753 119,40 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 02.08.2021, по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки, все заявки признаны соответствующими требования Аукционной документации и Закона о контрактной системе;
4) дата проведения торгов - 03.08.2021, подано одно ценовое предложение;
5) дата подведения итогов Аукциона - 03.08.2021, определен победитель.
16.07.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0136300050521000043 на оказание услуг по организации горячего питания учащихся МОУ "Средняя школа N14" города Кимры Тверской области.
1. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В Части VIII "Техническая часть документации об электронном аукционе" (далее - Техническое задание) документации об аукционе Заказчик установил, в том числе, следующие требования к оказываемым услугам:
обслуживание горячим питанием по десятидневному меню, согласованному с руководителем общеобразовательного учреждения и органами Роспотребнадзора.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" в организации, в которой организуется питание детей, должно разрабатываться меню. Меню должно утверждаться руководителем организации.
Действия Заказчика по установлению в документации излишних требований к исполнителю нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
В соответствии с пунктом 8 Постановления N 1042 в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.
В соответствии с пунктом 15 Информационной карты установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ:
- участником закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
- участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
При этом пунктами 7.3 и 7.7 проекта Контракта предусмотрены положения ответственности в соответствии с пунктом 3 и пунктом 8 Постановления N 1042.
Таким образом, Заказчиком установлена излишняя ответственность в проекте контракта, что нарушает часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в составе Аукционной документации отсутствует раздел "Примерное меню", что свидетельствует о необъективности описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Техническим заданием предусмотрены требования к оказываемым услугам, а именно:
"Количество - 212 учащихся.
Количество дней - 55 учебных дней.
При организации питания следует руководствоваться СанПиН 2.3/2.4.3590-20, СП 2.4.3648-20.
Требования к оказываемым услугам:
- обслуживание горячим питанием по десятидневному меню, согласованному с руководителем общеобразовательного учреждения и органами Роспотребнадзора;
- меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде;
- не допускать в меню повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня;
- ежедневно в рационах питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи); рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня;
- фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню; в исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов;
- ежедневно в обеденном зале вывешивается утвержденное руководителем образовательного учреждения меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий;
- осуществлять своевременную доставку продовольственных товаров для приготовления пищи собственным транспортом, имеющим санитарный паспорт;
- проводить лабораторный контроль на полноту вложения сырья, калорийность и анализы смывов на кишечную палочку;
- содержать штат работников столовой школы, отвечающий требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20, СП 2.4.3648-20.
- иметь необходимый кухонный инвентарь и посуду;
- соблюдать рекомендуемые массы порций блюд (в граммах) для обучающихся различного возраста:
- обеспечивать обучающихся в течение двух недель следующим набором продуктов, в полном объеме, предусмотренных в суточных наборах из расчета в один день на одного человека для различных групп обучающихся:
Требования к качеству оказываемых услуг:
- поставлять качественные продукты согласно действующим ГОСТам, техническим условиям при наличии сертификата;
- проводить ежедневно бракераж пищи с участием медицинского работника или представителя школы в соответствии с действующим положением "О брокераже на предприятии общественного питания";
- выполнять среднесуточные нормы калорийности на одного учащегося в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20, СП 2.4.3648-20;
- соблюдать массу порций для детей в зависимости от возраста в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20, СП 2.4.3648-20;
- обеспечивать соблюдение установленных санитарными правилами условий и сроков хранения продуктов;
- при использовании продуктов для организации питания необходимо соблюдать требования к пищевой ценности, калорийности;
- используемые продукты должны сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20, СП 2.4.3648-20);
Заказчик предоставляет оборудование, помещение, обеспечивает и оплачивает электроснабжение, водоснабжение и канализацию.
Участник организует закупку питания и приготовление блюд не на базе буфет-раздаточной.
Место оказание услуги - столовая по адресу: Тверская область, город Кимры, улица Туполева, дом 7".
Таким образом, Аукционная документация содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом Комиссия отмечает, что необходимость включать в аукционную документацию раздел "Примерное меню" нормативно не предусмотрена.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Линия Вкуса" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования части 6 статьи 31, части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N05-6/1-173-2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 4 августа 2021 г. N 05-6/1-173-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2021