Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 августа 2021 года.
На заседании производилась видеозапись
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме
УСТАНОВИЛА:
01.07.2021 года Заказчиком объявлен Открытый конкурс в электронной форме N 0157200000321000723
Журнал событий из ЕИС:
06.08.2021 16:20 (МСК) Закупка N 0157200000321000723 автоматически переведена на этап "Определение поставщика завершено" в связи с размещением протокола, завершающего работу комиссии
06.08.2021 16:20 (МСК) Размещен "Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 06.08.2021 NППИ1" для закупки N0157200000321000723
05.08.2021 17:38 (МСК) Размещен "Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.08.2021 NПРЕ1" для закупки N0157200000321000723
05.08.2021 17:11 Приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по жалобе N 060/06/54.3-482/2021 для закупки N 0157200000321000723
05.08.2021 17:10 Приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по жалобе N 060/06/54.3-481/2021 для закупки N 0157200000321000723
04.08.2021 09:33 (МСК) Закупка N0157200000321000723 в части документа Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 05.07.2021 NИИ1 автоматически переведена на этап "Работа комиссии"
05.07.2021 14:52 (МСК) Размещен документ "Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 05.07.2021 NИИ1"
01.07.2021 17:49 (МСК) Закупка N0157200000321000723 автоматически переведена на этап "Подача заявок"
01.07.2021 17:49 (МСК) Размещен документ "Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 01.07.2021 N0157200000321000723"
Начальная (максимальная) цена контракта 303 128 221,00
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 04.08.2021 09:00
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ"
03.08.2021 (вх. N 772-З) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 10.08.2021 года в 16 часов 15 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.773-з).
Заказчиком в конкурсной документации в нарушение действующего законодательства установлены критерии оценки заявок, ограничивающие конкуренцию, а именно предоставление опыта только за 3 года и наличие опыта по исполнению контрактов засчитывается только от 40 % НМЦК закупки.
Представители Заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения вх. N 1492-Р и вх. 1486-Р соответственно, в материалах дела)
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
Как следует из частей 1, 2 статьи 54.1 Федерального закона N 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом
В силу части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, должна составлять сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее - Правила).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п. 1 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
На основании пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Как установлено пунктом 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ.
оказанию услуг сопоставимого характера и объема:
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки (предметом контракта) является "Капитальный ремонт моста через реку Шелонь на км 66+912 автомобильной дороги Дедовичи - Дно - Костыжицы в Дновском районе Псковской обл.
Согласно, раздела 6 Инструкции для участников закупки конкурсной документации:
оценки заявок по показателям "общее количество исполненных контрактов (договоров)", "общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" учитываются контракты, за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту линейных объектов капитального строительства, цена контракта (договора) по которым составляет не менее 40 процентов от начальной (максимальной) цены контракта объекта закупки.
Согласно статье 6 Федерального закона N 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах, обеспечивающих гласность и прозрачность осуществления государственных и муниципальных закупок и направленных на недопущение ограничения конкуренции.
В силу статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В силу пункта 4 Правил N 1085 для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии: а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил; предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту; б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу пункта 10 Правил N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в конкурсную документацию в качестве нестоимостного критерия при установлении порядка рассмотрения и оценки заявок разрешается включать критерии о квалификации участников закупки и об опыте работы, связанного с предметом контракта.
Количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по критерию оценки "квалификация участников закупки" определяется как сумма баллов, присваиваемых i-ой заявке по приведенным ниже показателям с учетом коэффициентов значимости этих показателей (сведения приведены в таблице).
Показатель критерия оценки "квалификация участника закупки" Значимость показателя в %;/ коэффициент значимости показателя. Максимальное значение показателя в баллах
1. общая стоимость исполненных контрактов (договоров)
40% / 0,4 100
2. общее количество исполненных контрактов (договоров)
20% / 0,2 100
3. наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)
40% / 0,4 100
Комиссией установлено, что документация о проведении конкурса раскрывает содержание указанных заявителем критериев, а также порядок оценки заявок исходя из документов и сведений, предоставленных участниками закупки, предусмотренный для всех участников закупки.
В данном случае условия конкурсной документации обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в конкурсе Критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Кроме того, законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
Довод о том, что отсутствие или недостаточность опыта выполнения работ по предмету закупки за последние 3 года и на сумму 40% от НМЦК контракта не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам открытого конкурса в электронной форме, поскольку конкурсная документация заказчика не содержит такого основания для отказа участникам в допуске к участию в конкурсе, как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. Заказчик проводит закупку в виде открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки поданных заявок.
Следует учесть, что спорные не стоимостные критерии оценки не являются единственными и обязательными условиями участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика.
Таким образом, предъявляемые требования к опыту работы не являются нарушением положений Федерального закона N 44-ФЗ или положений пункта 27 Правил, так как позволяют одержать победу в закупке отдельным хозяйствующим субъектам.
В соответствии со статьями 69 и 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 34 БК РФ должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно статье 6, части 1 статье 12 Федерального закона N 44-ФЗ относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Ссылки Заявителя на Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 не основаны на нормах закона, поскольку не применимы к спорному конкурсу.
Таким образом, закрепленный в статье 8 Федерального закона N 44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Федерального закона N 44-ФЗ, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 13 августа 2021 г. N 060/06/54.3-482/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2021