Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "ПроектБалтЭнерго" на действия Заказчика - Администрации Артемовского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы по разработке схемы и программы перспективного развития электрических сетей 6 кВ и выше Артемовского городского округа (извещение N0120300013721000069) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, Заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как:
1 Извещение о проведении открытого конкурса размещен с нарушением регламентированных сроков;
2 Заказчиком в Критериях оценки неправомерно установлены предельные величины значимости критерий оценок заявок;
3 Заказчиком в документации установлены нестоймостные критерии оценки не сопоставимые с характером и объемом работ;
4 Необоснованное ограничение конкуренции.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 54.2 Закона N44-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в Единой информационной системе 09.07.2021, срок окончания подачи заявок 02.08.2021 года (требования части 1 статьи 54.2 Закона N44-ФЗ исполнены в полном объеме).
В соответствии частью 6 статьи 54.3 Закона N44-ФЗ Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
15.07.2021 заказчиком было принято решение о внесении изменений в конкурсную документацию и в этот же день в ЕИС размещены конкурсная документация и проект муниципального контракта в новой редакции.
До даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составил не менее чем десять рабочих дней, а именно - 11 рабочих дней.
На основании вышеизложенного, довод заявителя о нарушении сроков размещения извещения о проведении открытого конкурса не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ конкурная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ одним из критериев заявки на участие в аукционе является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
В обоснование своих доводов ООО "ПроектБалтЭнерго" приводит определение "Научная (научно-исследовательская) деятельность, из которого следует, что результатом такой деятельности является продукт, содержащий исключительно новые знания и решения, а в рамках данной закупки объект закупки не является новым научным знанием.
Вместе с тем, объектом закупки является выполнение научно-исследовательской работы.
Таким образом, ООО "ПроектБалтЭнерго" подменяет понятия "Научная (научно-исследовательская) деятельность" и "научно-исследовательская работа".
Согласно ГОСТ Р 55385-2012 научно-исследовательская работа; НИР: Комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
В словаре М.: УЦ "Перспектива". Е.А. Шашенкова. 2010 также дано определение "научно-исследовательская работа" - работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.
Заказчик пояснил, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ) научно-исследовательская деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
- поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Таким образом, системообразующим признаком научно-исследовательской деятельности является получение и применение новых знаний в ходе ее осуществления.
Схема и программа развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации (далее также - СиПР) разрабатывается в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" (далее - Правила).
Согласно подпункту б) пункта 5 Правил основным принципом формирования СиПР является применение новых технологических решений.
Таким образом, применение новых знаний, как системообразующий признак научно-исследовательской деятельности, напрямую закреплен в действующем законодательстве в отношении работ по разработке СиПР, что подтверждает их научно-исследовательский характер.
Указанный принцип закреплен и в абзаце 4 п. 5.2 Технического задания на выполнение научно-исследовательской работы (далее также - НИР) "Разработка Схемы и программы развития электроэнергетики Приморского края на 5-летний период" (том 3 конкурсной документации) (далее - Техническое задание).
К новым технологическим решениям относятся, в частности, математическое моделирование для целей исследования функционирования электроэнергетической системы.
Электроэнергетическая система каждого субъекта Российской Федерации обладает уникальными характеристиками, что обуславливает необходимость поиска новых решений о способах моделирования её объектов и режимов их работы. При этом в настоящее время отсутствуют утвержденные методики, способы, технологии выполнения работ по разработке СиПР.
В связи с этим при разработке СиПР проводятся научные исследования с применением новых подходов к изучению функционирования электроэнергетических систем; определяются методы, способы и технологии, позволяющие наиболее эффективно применить новые знания для достижения практических целей и решения конкретных задач, предусмотренных Правилами и техническим заданием на разработку СиПР.
Результаты исследований, выполняемых в рамках СиПР, применяются при разработке предложений по вводу в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения (35)110 кВ и выше, а также в ходе подготовки предложений субъектов электроэнергетики по совершенствованию существующей нормативно-правовой базы в электроэнергетике, определяющей основные подходы к регулированию процессов планирования развития энергосистем.
Цели выполнения НИР по разработке СиПР Приморского края закреплены в разделе 4 Технического задания. В частности, к ним относятся разработка предложений по развитию сетевой инфраструктуры и генерирующий мощностей, планирование по вводу в эксплуатацию и выводу из эксплуатации объектов сетевой инфраструктуры, формирование стабильных и благоприятных условий привлечения инвестиций, информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти Приморского края при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики. Достижение установленных в разделе 4 целей невозможно без применения новых знаний и технологий.
Кроме того, необходимость проведения научных исследований при разработке СиПР обусловлена и другими положениями Правил и Технического задания, например:
- в соответствии с пп. б) п.26, пп. б) п.27 Правил, п. 6.4.1.2, 6.4.1.3 Технического задания в ходе НИР необходимо разработать прогноз потребления электроэнергии с его детализацией по отдельным частям энергосистемы Приморского края, центрам питания и узлам расчетной модели. Вместе с тем утвержденные методики такого прогнозирования отсутствует. Для формирования прогноза проводятся исследования вероятности появления нагрузки, возможности набора заявленной величины нагрузки в полном объеме в рассматриваемый период и другие. Результатом таких исследований являются новые знания о прогнозном потреблении, характерном только для рассматриваемого периода разработка СиПР.
- в соответствии с пп.6.4.6.13, 6.4.6.14 Технического задания в ходе НИР необходимо разработать варианты развития районов Приморского края с децентрализованным электроснабжением. Для их разработки проводятся научные исследования в части формирования спроса на электрическую энергию и мощность, возможности покрытия прогнозируемого спроса различными способами, применимыми только для исследуемой децентрализованной зоны и той характерной ситуации, сложившейся в год разработки СиПР. По результатам таких исследований исполнитель получает новые знания о наиболее оптимальном с технической и экономической точки зрения способе решения проблемы покрытия спроса, применимом и свойственном только для данной децентрализованной зоны и данного момента времени. Типовые решения или принятые в предыдущем СиПР, не могут быть применены в СиПР рассматриваемого периода в связи с изменением потребления внутри децентрализованной зоны, сооружением и выводом из эксплуатации объектов, изменением перетоков мощности и другими факторами.
- в соответствии с подпунктом д) пункта 27 Правил, п. 6.4., 6.5 Технического задания необходимо разработать предложения по ликвидации "узких мест", т.е. по устранению энергоузлов (энергорайонов) на территории энергосистемы, в которых при расчетных условиях прогнозируется недопустимое изменение параметров электроэнергетического режима. Ввиду постоянно изменяющихся параметров энергосистемы, изменяются и сами "узкие места", в связи с чем типовые решения неприменимы. В связи с этим проводятся научные исследования, направленные на поиск факторов, влияющих на функционирование энергосистемы региона, оценку такого влияния (путем проведения специализированных расчетов), поиск новых способов снижения негативного влияния. По результатам таких исследований исполнитель получает новые знания о способах ликвидации "узких мест" энергосистемы.
- в соответствии пунктом 5.7 Технического задания необходимо осуществить постановку научно-исследовательской работы на государственный учет в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.
Таким образом, для выполнения работ по разработке СиПР требуется применение новых знаний и технологий; научная новизна работ по разработке СиПР обусловлена как требованиями к результатам работ, указанным в техническом задании, так и нормативным правовым актом, регламентирующим правоотношения в указанной сфере, что является безусловным основанием для применения критериев оценки заявок, установленных в Постановлении N 1085.
На основании вышеизложенного, заказчик установив значимость критериев оценки заявок в соответствии с Постановлением N 1085, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следует отметить, что положения Закона N44-ФЗ и Правил не устанавливают требований не раскрывает понятие "сопоставимого объема" выполненных работ.
На основании изложенного определение параметров сопоставимости характера и объема при описании показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" раскрывающего нестоимостной критерий оценки относится к компетенции заказчика.
Заказчик самостоятельно разрабатывает критерии оценки заявок, исходя из предмета закупочной процедуры и цели получения наиболее качественного результата работы. Установленные требования к опыту работ не направлены на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Самостоятельность заказчика в части выбора критериев оценки и определения его содержания подтверждается, в том числе и позициями государственных органов, в частности, Письмами Минфина России от 17.04.2020 N 24-05-05/30961, от 14.04.2020 N 24-02-08/29764, от 15.11.2017 N 24-02-06/75876, Письмом Минэкономразвития России от 07.03.2017 N Д28и-831.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, при выборе критериев оценки Заказчик исходит из потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работы, предложившего лучшие условия исполнения контракт.
Заказчиком к документам, подтверждающим опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, отнесены как контракты, так и договоры, предмет которых по сути, по содержанию сопоставим с предметом закупки - "Копии исполненных контрактов, договоров на выполнение научно-исследовательских работ по разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 25% начальной (максимальной) цены контракта, установленной настоящей конкурсной документацией".
При этом оценивается не единственный контракт (договор) с максимальной стоимостью, оценивается общая стоимость всех исполненных контрактов (договоров).
Тем самым заказчик, установив значимость критериев оценки заявок в соответствии с Постановлением N 1085, показатель критерия не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ, не ограничил конкуренцию.
Согласно статьи 8 Закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Установление требования о наличии у участника опыта работ не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение, иное документально не доказано.
Конкурсная документация не содержит положений, ограничивающих право потенциальных участников закупки принять участие в открытом конкурсе, а также излишних требований, не предусмотренных статьей 31 Закона N 44-ФЗ, к участникам данной закупки.
В случае если участник закупки не предоставляет документы по указанным выше показателям, его заявка также подлежит оценке на равных условиях в соответствии с конкурсной документацией.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в конкурсной документации предусмотрел надлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе и тем самым не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПроектБалтЭнерго" на действия Заказчика - Агентство газоснабжения и энергетики Приморского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы по разработке Схемы и программы развития электроэнергетики Приморского края на 5-летний период (извещение N 0820500000821000005) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 5 августа 2021 г. N 025/06/64-971/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2021