На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России), Инспекцией Приморского УФАС России
проведена внеплановая проверка соблюдения КГУП "Приморский водоканал" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении запроса предложений в электронной форме на строительство объектов водопроводно-канализационного хозяйства Приморского края в целях обеспечения инженерной инфраструктурой территории опережающего развития "Михайловский" (извещение N0520200000421000001).
Адрес проверяемой организации: ул. Некрасовская, д. 122, г. Владивосток, Приморский край, 690088;
Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 446, г. Владивосток,
Проверкой установлено:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступила информация от ООО "ХОШИ" о признаках нарушения КГУП "Приморский водоканал" требований Закона N 44-ФЗ при проведении запроса предложений в электронной форме на строительство объектов водопроводно-канализационного хозяйства Приморского края в целях обеспечения инженерной инфраструктурой территории опережающего развития "Михайловский" (извещение N0520200000421000001).
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В обращении указано, что пунктом 7 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлены единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (Раздел VIII УК РФ) и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Костяев Алексей Николаевич является генеральным директором и единственным учредителем ООО "КСТ" (ИНН 2543107230, ОГРН 1162536099220, юридический адрес: 690105, г. Владивосток, ул. Бородинская, дом 20Б, офис 2Б). Костяев А.Н. осужден Центральным районным судом г. Хабаровска от 25.06.2020 года по уголовному делу N 1-273/2020. Костяев Алексей Николаевич признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ мошенничество (Раздел VIII УК РФ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ), совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, ему назначено наказание в виде 3-х (трех) лет лишения свободы со штрафом в размере 300 000 рублей. В соответствии со статьей 73 УК РФ назначенное Костяеву А.Н. наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 4 (четыре) года.
Вместе с тем, ООО "КСТ" участвовало в закупке и по результатам закупки с ООО "КСТ" заключен контракт.
Инспекция Приморского УФАС России рассмотрев представленные заказчиком документы, установила следующее.
В соответствии с частью 18 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ, участники запроса предложений в электронной форме, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным извещением о проведении запроса предложений в электронной форме и (или) документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, или предоставившие недостоверную информацию, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, отстраняются комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, и их заявки не оцениваются.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 83.1 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в запросе предложений в электронной форме, помимо прочего, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст.31 (при наличии таких требований) Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-9 части 1 ст. 31 названного закона.
Пункт 7 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает единое требование к участникам закупки об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В составе второй части заявки ООО "КСТ" представлена декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в том участник закупки - ООО "КСТ" продекларировало о своем соответствии требованиям пункта 7 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Согласно положениям ч. 8. ст. 31 Закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Таким образом, проверка соответствия участника закупки требованиям пункта 7 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ является правом, а не обязанностью заказчика. Аналогичная позиция изложена в письмах федерального регулятора контрактной системы - министерства финансов РФ от 05.11.2020 N 24-02-08/96409, от 22.08.2018 N 24-05-08/59614.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов.
По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В связи с отсутствием регламентированного механизма для проверки Единой комиссией участников закупки на соответствие п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а также отсутствие специализированных информационных реестров для проверки участников на наличие или отсутствие судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, Единая комиссия по осуществлению закупок министерства не имела возможности получить полную, объективную, достоверную информацию о не соответствии ООО "КСТ" п. 7 ч. 1 ст.31 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ "О полиции" правом на обработку данных о лицах, осужденных за совершение преступлений, наделена полиция.
Следовательно, реализация права заказчика по проверке участника закупки по п.7 ч.1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ объективно не представляется возможной в силу вышеуказанных правовых норм.
На основании вышеизложенного у Единой комиссии по осуществлению закупок отсутствовали правовые основания для признания заявки ООО "КСТ" не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.
Также у единой комиссии и заказчика до поступления информации о несоответствии ООО "КСТ" требованиям пункта 7 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ отсутствовали правовые основания для признания представленной информации ООО "КСТ" недостоверной.
Инспекция Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения требований Закона N 44-ФЗ решила:
Признать, что комиссия и заказчик до поступления информации о несоответствии ООО "КСТ" требованиям пункта 7 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ не допустила нарушение Закона N 44-ФЗ при проведении аукциона.
Акт, принятый по результатам внеплановой проверки, может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 12 августа 2021 г. N ВП 78
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2021