Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16-00 при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика" *
- в отсутствие уполномоченного органа в лице Администрации муниципального образования город Алапаевск, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения заявления, не обеспечившего надлежащего подключения,
- заинтересованного лица ООО "Энергостройпроект" *
рассмотрев заявление заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика" (вх. N 01-21983 от 05.08.2021) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Энергостройпроект" подрядчике по контракту N 1565 от 16.07.2019 г. на выполнение работ по подготовке проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома в г. Алапаевск, Свердловской области (извещение N 0162300005719000044) в соблюдении требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267, а также проводя внеплановую проверку действий (бездействий) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика", закупочной комиссии в соответствии с Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - Постановление Правительства от 01.10.2020 N 1576).
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступило заявление от заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика" (вх. N 01-21983 от 05.08.2021) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Энергостройпроект" подрядчике по контракту N 1565 от 16.07.2019 г. на выполнение работ по подготовке проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома в г. Алапаевск, Свердловской области (извещение N 0162300005719000044).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Заслушав доводы представителя заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
30.05.2019 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0162300005719000044 и конкурсная документация на выполнение работ по подготовке проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома в г. Алапаевск, Свердловской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 063 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 03.07.2019 NППИ1 ООО "Энергостройпроект" было признано победителем открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома в г. Алапаевск, Свердловской области. Указанный Протокол размещен в единой информационной системе 03.07.2019 г.
16.07.2019 г. по результатам открытого конкурса в электронной форме между Муниципальным казенным учреждением "Дирекция единого заказчика" и ООО "Энергостройпроект" был заключен контракт N 1565 от 16.07.2019 г. на выполнение работ по подготовке проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома в г. Алапаевск, Свердловской области.
Согласно п. 1.1. Контракта заказчик поручает и оплачивает, а Подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению работ по подготовке проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома в г. Алапаевск, Свердловской области.
Согласно п. 1.3. Контракта срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 01.12.2019 г. По согласованию Подрядчика с Заказчиком работы могут быть выполнены досрочно.
Согласно п. 1.5. Контракта результатом выполненной работы по контракту является проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (включая наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости строительства).
Согласно п. 2.3.2. Контракта подрядчик обязуется: выполнить работу в соответствии с Заданием на подготовку проектной документации (Приложение N1 к контракту) и передать Заказчику ее результаты в срок, установленный в п. 1.3;
Согласно п. 2.3.3. Контракта подрядчик обязуется: обеспечить сбор исходных данных для проектирования, получить необходимые для проектирования Технические условия, выполнить необходимые согласования;
Согласно п. 2.3.9. Контракта подрядчик обязуется: пройти и получить положительное заключение государственной экспертизы проекта (включая наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости строительства), своевременно устранять возникшие недостатки в соответствии с замечаниями надзорных и согласующих органов;
Согласно п. 3.2. Контракта цена контракта включает в себя стоимость всего комплекса работ по созданию изыскательской и проектной продукции, платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и получения заключения о достоверности сметной стоимости строительства в ГАУ СО "Управление государственной экспертизы", транспортные расходы, стоимость оформления всех необходимых документов, а также все пошлины, налоги, обязательные платежи и сборы, которые Подрядчик должен оплачивать в соответствии с условиями настоящего контракта или на иных основаниях, не противоречащих законодательству РФ.
26.05.2020 г. заказчиком в адрес исполнителя ООО "Энергостройпроект" была направлена претензия (исх. N 1194 26.05.2020 г.) в которой заказчик указывает, что подрядчиком до настоящего времени не осуществлена передача документации на государственную экспертизу, что влечет за собой значительную просрочку выполнения работ и ставит под угрозу вхождение Муниципального образования город Алапаевск в областную программу строительства жилья для переселения граждан из аварийного жилого фонда.
15.03.2021 г. по разработанной проектной документации ООО "Энергостройпроект" получено отрицательное заключение государственной экспертизы.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с п. 1 ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
В соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 3 ст. 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 8.3. Контракта расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с принятием решения об одностороннем отказе Стороны Контракта от исполнения настоящего Контракта, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для одностороннего отказа от исполнения Контракта, в том числе:
- отступление от условий муниципального контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
09.07.2021 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 09.07.2021 г.
12.07.2021 г. указанное решение было направлено по почте заказным письмом с уведомлением по адресу подрядчика, указанному в контракте. Подтверждение о получении указанного письма подрядчиком заказчик получил 21.07.2021 г.
09.07.2021 г. указанное решение было также направлено по электронной почте с уведомлением на почту подрядчика, указанной в контракте. Подтверждение о получении указанного письма подрядчиком заказчик получил 21.07.2021 г.
Таким образом, требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата надлежащего уведомления - 21.07.2021 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление подрядчика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 03.08.2021 г.
В соответствии с п. 1 ст. 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:
1) выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;
2) согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
3) передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
4) Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.
Согласно представленным заказчиком в Свердловское УФАС России материалам ООО "Энергостройпроект" должно было выполнить работы по подготовке проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома в г. Алапаевск, Свердловской области.
Сроки выполнения работ согласно п. 1.3. Контракта: с момента заключения контракта до 01.12.2019 г.
Согласно пояснениям представителя заказчика, по состоянию на 01.12.2019 г. работы не были выполнены подрядчиком полном объеме.
Согласно переписки заказчика с подрядчиком, подрядчик отказывался проходить государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий за свой счет. При этом, из п. 3.2. Контракта следует, что данные расходы входят в цену заключенного между сторонами контракта.
На основании вышеизложенного, заказчик обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "Энергостройпроект" об обязании прохождения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и передаче данного заключения. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.10.2020 г. по делу N А60-35727/2020, данный иск был полностью удовлетворен.
По состоянию на 09.07.2021 подготовленная проектно-сметная документация, результаты инженерных изысканий, рабочая документация, а также положительное заключение государственной экспертизы о соответствии проектной документации, результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации по объекту: "30-квартирный жилой дом в городе Алапаевск, Свердловской области" (включая наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости строительства) заказчику не переданы.
Таким образом, подрядчик допустил значительное нарушение сроков выполнения работ на 586 календарных дней.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Доказательств того, что ООО "Энергостройпроект" предприняты исчерпывающие действия неоправленные на надлежащее и своевременное исполнение условий контракта Комиссии не представлено.
Согласно п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем оснований, предусмотренных п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией не выявлено.
Таким образом, в действиях подрядчика в лице ООО "Энергостройпроект", подрядчике по контракту N 1565 от 16.07.2019 г. на выполнение работ по подготовке проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома в г. Алапаевск, Свердловской области (извещение N 0162300005719000044), Комиссия Свердловского УФАС России факта добросовестного исполнения контракта не усматривает.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N267 и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Внести сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Энергостройпроект" (ИНН 7415085090) (456441, Челябинская обл., г. Чебаркуль, ул. Больничная, д. 14/8), а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, Пайкове Анатолии Юрьевиче (ИНН 742001824168), учредителе Панове Сергее Викторовиче (ИНН 742001570403) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом Обращения заказчика |
II раздел |
Раздел III |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по разделу |
|||
03.08.2021 |
06.08.2021 |
05.08.2021 |
0 |
05.08.2021 |
12.08.2021 |
10.08.2021 |
0 |
13.08.2021 |
13.08.2021 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 августа 2021 г. N РНП-066/06/104-2858/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2021