Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя от заказчика - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности N7 от 29.01.2021 г., по доверенности N17 от 09.08.2021 г.,
в отсутствии представителей от заявителя - ООО "Киб-Орто", уведомленного о дате, времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0204100000121000083 "Выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей в 2021 году", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Киб-Орто" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей в 2021 году".
Согласно доводам жалобы, конкурсная документация утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, письменные возражения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 13 июля 2021 года было размещено извещение N0204100000121000083 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей в 2021 году" с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 809 056,00 рублей.
Согласно извещению о проведении конкурса в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок - 04.08.2021 09:00; дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 04.08.2021 в 10:00; дата подачи окончательных предложений - 06.08.2021; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 06.08.2021 в 14:00.
В жалобе заявитель указывает на ненадлежащее установление заказчиком критериев оценки квалификации участником в части подтверждения опыта работ. Требования Закона о контрактной системе и правил оценки заявок не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить успешный опыт выполнения работ по контракту (договору).
Согласно пояснениям заказчика, обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей возможно только в рамках закупок по 44-ФЗ и только средствами Фонда социального страхования РФ за счет субсидий федерального бюджета, что автоматически исключает наличие каких-либо муниципальных контрактов или гражданско-правовых договоров, т.к. Фонд социального страхования работает исключительно в рамках правового поля закона N44-ФЗ и обеспечение инвалидов проводится исключительно за счет средств федерального бюджета по процедурам, предусмотренным законом 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В силу части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть такой показатель как опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно конкурсной документации, заказчиком установлены следующие критерии заявок:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости критерия - 0,6.
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 40%, коэффициент значимости критерия - 0,40.
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующих показателей:
- Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема, коэффициент значимости показателя - 0,4.
По данному показателю оценивается: наличие у участника закупки опыта по успешной поставке товаров сопоставимого характера и объема. Оценивается объемом выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 26 протезов. _
Сведения о наличии опыта участников подтверждается копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 130 (сто тридцать) протезов нижних конечностей.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
а) в случае, если Кmax < Кпред, - по формуле:
b1=КЗ*100*(К/Кmax),
б) в случае, если , - по формуле:
b1 = КЗ x 100 x (К / Кпред);
при этом HЦb1max=КЗ*100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
К - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Кпред - предельно необходимое заказчику максимальное значение показателя.
HЦb1max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
- Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема, коэффициент значимости показателя - 0,6.
По данному показателю оценивается: Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 2 809 056,00 рублей.
Сведения о наличии опыта участников подтверждается копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 14 045 280,00 рублей.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
а) в случае, если Кmax < Кпред, - по формуле:
b2 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если , - по формуле:
b2= КЗ x 100 x (Кi / Кпред)
при этом HЦb2max=КЗ*100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
К - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Кпред-предельно необходимое заказчику максимальное значение показателя.
HЦb2max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Вместе с тем, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, Правил оценки заявок следует, что опыт работ участника закупки определяется выполнением работ, связанных с предметом контракта, а также успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема. Такой показатель, как объем работ, связан с количественной характеристикой выполняемых подрядчиком действий и их результата.
При этом, ни объем, ни характер работ, как категории, не могут быть определены в зависимости о того, в чьих интересах они выполняются - государственных или муниципальных, публичных или частных. Установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ по государственным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения работ, являющихся предметом закупки, для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
Квалификация участника закупки, имеющего опыт успешного выполнения работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей не для государственных нужд, будет необоснованно оценена конкурсной комиссией в 0 баллов, что не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок (обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок) и рассматриваемого конкурса, поскольку указанный критерий не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотребления в сфере закупок.
Аналогичная позиция указана в Определении Верховного суда от 01.12.2016 N 303-КГ16-12778 по делу N А59-3392/2015, в Определении Верховного суда от 14.08.2018 N 308-КГ18-11230 по делу N А32-42845/2017.
Объяснения заказчика, что если закупка осуществляется в рамках Закона о контрактной системе и за счет субсидий федерального бюджета, автоматически исключает возможность представления в качестве подтверждения опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема каких-либо муниципальных контрактов или гражданско-правовых договоров, т.к. заказчик работает исключительно в рамках правового поля Закона о контрактной системе, не могут быть признаны объективными и правомерными, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона о контрактной системе, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика нарушают положения части 2 статьи 8, пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Киб-Орто" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, части 8 статьи 32, пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе выдано по делу N 007/06/54.3-865/2021, предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 10 августа 2021 г. N 007/06/54.3-867/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2021