Резолютивная часть решения оглашена 05.08.2021
В полном объеме решение изготовлено 09.08.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Тандем", в присутствии:
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области Михайловой К.И., действующего на основании доверенности от 11.01.2021,
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области Некрасовой Е.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2021,
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области Кузнецову А.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2021,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 30.07.2021 поступила жалоба ООО "Тандем" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку модульных фельдшерско-акушерских пунктов (извещение N 0169200001021001541) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 21.07.2021 Министерство здравоохранения Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 700 000,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 29.07.2021.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Тандем" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в документации об аукционе неправомерно объединены в один лот закупка модульных конструкций и приобретение медицинского оборудования, что не соответствует части 57 статьи 112 Закона о контрактной системе, кроме того заказчиком не предоставлен ответ на запрос о разъяснении документации о закупке, что противоречит законодательству о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что ответ на запрос участника закупки не предоставлен по причине направления запроса позже регламентированного законом срока. Кроме того, заказчик пояснил, что описание объекта закупки образует поставку модульных фельдшерско-акушерских пунктов с приобретением оборудования, тогда как положения частей 55-57 статьи 112 Закона о контрактной системе распространяются на порядок проведения закупки проектных и строительных работ с приобретением оборудования.
При этом, представители заказчика пояснили, что ответ ФАС России подготовлен в рамках реализации государственной программы "Развитие здравоохранения", которая не относится к предмету оспариваемой закупки.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В адрес заказчика через функционал электронной площадки поступил запрос о предоставлении разъяснений положений документации об аукционе от 26.07.2021, вместе с тем с учетом того, что срок окончания подачи заявок приходится на 29.07.2021 (пункт 17 информационной карты), то последним днем для направления запроса является 25.07.2021.
На основании изложенного, Комиссия не усматривает нарушения в действиях заказчика в части не предоставления разъяснения на запрос заявителя, так как указанный запрос поступил по истечении срока, предусмотренного для направления запроса участником закупки в соответствии частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о размещении заказов документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В соответствии с частью 55 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 настоящей статьи.
Согласно части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 55 настоящей статьи, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Частью 57 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 настоящей статьи контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
Таким образом, указанные положения законодательства о контрактной системе распространяются на правоотношения по закупке одним лотом проектно-изыскательских, строительных работ и поставки оборудования для эксплуатации объектов капитального строительства.
В рассматриваемом случае объектом закупки является закупка 7 модульных фельдшерско-акушерских пунктов, в состав которых включены модули: каркас, основания, финишного покрытия, угловые стойки, перекрытия, ограждающие конструкции, крыша, двери, окна и иные системы и конструкции, входящие в состав модуля (поз. 1.1-1.23 таблицы с описанием объекта закупки), а также медицинские изделия и мебель (1.24-1.86 таблицы с описанием объекта закупки).
При этом, в описании указано, что указанные модули закупаются в качестве товара в количестве 7 единиц.
В пункте 1.1 проекта контракта указано, что поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку модульных фельдшерско-акушерских пунктов (код ОКПД2 - 25.11.10.000) (далее - товар) в соответствии со спецификацией (Приложение N1 к контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию товара, обучению правилам эксплуатации (инструктажу) специалистов заказчика, эксплуатирующих товар в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) товара (далее - услуги), а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар и надлежащим образам оказанные услуги.
Таким образом, контракт, который заключается по итогам электронного аукциона, имеет смешанную правовую природу договора поставки товара и возмездного оказания услуг, при этом из условий документации о закупке не следует, что данные модульные конструкции являются объектами капитального строительства.
Более того, из письменных пояснений заказчика следует, что ответ ФАС России (ПИ/46745/21 от 08.06.2021) на запрос Министерства здравоохранения РФ предоставлен в рамках разъяснения порядка формирования лота в случае выделения денежных средств по государственной программе РФ "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1640 от 26.12.2017.
При этом в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения и обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Приложение N 12 к Постановлению Правительства РФ N 1640 от 26.12.2017) предусмотрен порядок софинансирования расходных обязательств субъектов РФ отдельно на оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудованием (пп. "в") и приобретение и монтаж быстровозводимых модульных конструкций врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских здравпунктов (пп. "е"), тогда как, как пояснил заказчик, финансирование обжалуемой закупки осуществляется на счет бюджета Челябинской области и не относится к порядку реализации указанной государственной программы.
Так, Комиссия, принимая во внимание, что ответ ФАС России предоставлен в рамках запроса федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, направлен на разъяснение конкретной правовой ситуации, а также на выработку рекомендаций по вопросу модернизации первичного звена здравоохранения, не имеет правовых оснований применять указанную позицию в качестве нормативного положения обязательного для оценки правоотношений по рассматриваемой закупке.
С учетом изложенного, из условий конкретной закупки следует, что медицинские изделия и мебель закупаются в рамках комплектации с поставляемыми модульными пунктами, тогда как положения частей 55-57 статьи 112 Закона о контрактной системе распространяются на порядок формирования объекта закупки при осуществлении закупок подрядных работ и приобретения оборудования в качестве единого технологически и взаимосвязанного комплекса.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Тандем" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 августа 2021 г. N 074/06/105-2008/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2021