Резолютивная часть решения оглашена 04.08.2021
В полном объеме решение изготовлено 09.08.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Корпус" (далее - заявитель, общество) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по актуализации программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры СГП, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения СГП (извещение N 0369300015521000234 (далее - конкурс) при участии в дистанционном режиме:
- представителя Управления материальных ресурсов Администрации Саткинского муниципального района Громовой А.Ю., действующего на основании доверенности от 01.04.2021,
- представителя Администрации Саткинского муниципального района Серебренниковой М.С., действующего на основании Распоряжения от 09.02.2015,
- представителя МКУ "Городское управление жилищно-коммунального хозяйства Саткинского муниципального района" Цветковой О.В., действующего на основании доверенности N 6 от 03.08.2021,
- представителя МКУ "Городское управление жилищно-коммунального хозяйства Саткинского муниципального района" Кистановой Н.И., действующего на основании Распоряжения N 300-р от 04.03.2020,
- представителя ООО "Корпус" Русаковой С.В., действующего на основании доверенности от 26.10.2020,
- представителя ООО "Корпус" Буй А.М., действующего на основании доверенности от 14.10.2020,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 28.07.2021 поступила жалоба ООО "Корпус" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по актуализации программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры СГП, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения СГП (извещение N 0369300015521000234).
Согласно представленным документам 13.07.2021 Управление материальных ресурсов Администрации Саткинского муниципального района объявило о проведении конкурса.
Заказчиком выступила МКУ "Городское управление жилищно-коммунального хозяйства Саткинского муниципального района".
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу составляет 2 700 000,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 14.08.2021
На момент рассмотрения жалобы ООО "Корпус" контракт не заключен.
На заседании Комиссии представители заявителя поддержали доводы жалобы и указали, что в документации о закупке неправомерно не установлено требование о наличии у подрядчика лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, так как из технического задания следует, что в ходе разработки схемы водоснабжения требуются сведения, раскрывающие расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
Представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну не установлено, так как в ходе выполнения работ исполнителю не потребуются исходные данные секретного характера, при этом перечень сведений, которые необходимы для выполнения работ, находятся в свободном доступе и не требуют специальных допусков.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
При этом, в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется только при необходимости доступа лиц к указанным сведениям, выраженного в непосредственном использовании (ознакомлении) с ними в ходе исполнения услуг (работ), являющихся предметом закупки.
Согласно пункту 1.2 технического задания в объект закупки входит исполнение следующих обязательств:
- актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования Саткинское городское поселение;
- актуализация схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Саткинское городское поселение;
- актуализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Саткинское городское поселение;
создание интерактивной карты систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Саткинское городское поселение.
В пункте 1.6 технического задания указано, что исходными данными для выполнения работ являются:
- материалы, утвержденные схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения и водоотведения в административных границах муниципального образования;
- данные проектов по реализации генерального плана муниципального образования;
- проекты планировки территории муниципального образования;
- заявки на технологическое присоединение к инженерным сетям;
- проект схемы и программы развития электроэнергетики субъекта Федерации;
- проект газификации Челябинской области;
- проект генеральной схемы очистки территории Челябинской области;
- отчетные данные теплоснабжающих, теплосетевых, электроснабжающих, электросетевых, водоснабжающих организаций по состоянию на 01 января 2021 года;
- инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций и отчетов об их реализации.
Согласно пункту 3.2 проекта контракта предусмотрено, что результатом оказания услуги по актуализации программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры СГП, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения СГП является утверждение проектов схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, системы захоронения ТБО, а также программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Саткинское городское поселение Челябинской области.
В материалы дела заказчиком представлены пояснения, из которых следует, что указанные документы находятся в свободном доступе и не относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, при этом в ходе исполнения контракта подрядчику не потребуется доступ к секретной информации.
В соответствии с пунктом 5 проекта контракта указаны следующие обязательства заказчика:
- осуществлять контроль над ходом оказания услуг, а именно проверку соответствия объема и качества, оказываемых услуг утвержденных техническим заданием.
- назначить своего представителя, который осуществляет контроль над оказанием услуг.
- требовать от исполнителя надлежащего выполнения обязательств в соответствии с техническим заданием (Приложением N1).
- требовать от исполнителя предоставления надлежащим образом оформленной документации, в частности: акты оказанных услуг и др. документы подтверждающие исполнение обязательств.
- производить оплату оказанных исполнителем услуг в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
- выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из технического задания, проекта контракта не следует, что заказчик передает или планирует передать секретные сведения для целей исполнения обязательств по контракту.
Доводы заявителя, согласно которым для исполнения обязательств потребуются сведения, раскрывающие расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, которые подлежат засекречиванию на основании пункта 42.1 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно абзацу 5 статьи 9 Закона о государственной тайне органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочия по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.
Из абзаца 1 статьи 11 Закона государственной тайне следует, что основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
Из совокупного толкования указанных положений Закона о государственной тайне следует, что Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, являются только основанием для засекречивания конкретных сведений, носителям которых присваивается гриф секретности.
Таким образом, сам факт включения сведений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне не свидетельствует о секретности сведений (документов и информации), которые получены (разработаны) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций.
Более того, включение сведений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, не является основанием для необходимости наличия лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, так как в силу абзаца 1 статьи 17 Закона о государственной тайне таким основанием является передача заказчиком сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ.
Так, заявителем не представлены доказательства того, что для целей исполнения контракта потребуются конкретные носители сведений, составляющих государственную тайну, гриф секретности указанных носителей, доказательства необходимости использования указанных сведений для исполнения обязательств по контракту, что свидетельствует о недоказанности доводов жалобы.
Доводы заявителя, согласно которым из отдельных положений технического задания (пункты 1.7, 1.9, 3.1, 3.3) следует, что исполнителю требуется актуализировать схему водоснабжения и водоотведения, в том числе произвести описание состояния существующих источников водоснабжения и водозаборных сооружений и произвести расчет требуемой мощности водозаборных и очистных сооружений, не свидетельствуют о том, что данная деятельность связана с обязательным ознакомлением со сведениями, составляющими государственную тайну.
С учетом изложенного, в действиях заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе по неустановлению в извещении и документации о закупке единого требования к участнику закупки, в том числе документов, подтверждающих соответствие указанному требованию в составе второй части заявки, о наличии у участника закупки лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, так как из описания объекта закупки не следует, что для выполнения работ требуются и передаются указанные сведения в целях исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Корпус" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 августа 2021 г. N 074/06/105-1986/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2021