Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Энзовин Нутришн" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Наркологический диспансер" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка белковой смеси" (извещение N 0318200041221000276) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Наркологический диспансер" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка белковой смеси" (извещение N 0318200041221000276).
Начальная (максимальная) цена контракта - 579 750,75 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе гласит, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где Заказчику требуется:
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Исходя из содержания ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
КТРУ 10.86.10.910-00000001 "Смесь сухая белковая композитная", 10.86.10.910-00000002 "Смесь сухая белковая композитная" применение данного КТРУ обязательно с 02.03.2020 года.
Заказчиком применен код КТРУ 10.86.10.910-00000002 "Смесь сухая белковая композитная".
Согласно сведениям из ЕИС по данному КТРУ 10.86.10.910-00000002 "Смесь сухая белковая композитная" установлены следующие обязательные характеристики:
Заявитель указывает, что Заказчиком установлены избыточные требования "Содержания кальция в 100 г смеси не менее 1,85 г.", которые он обосновывает следующим образом: "Методических рекомендаций MP 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации".
В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Ч.5. ст.65 Закона о контрактной системе гласит, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчику был направлен запрос на разъяснение положений аукционной документации и своевременно дан ответ, а именно:
В письме Министерства экономического развития РФ от 9 февраля 2017 г. N Д28и-1152 "О формировании и ведении в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указано, что согласно пункту 19 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, в позиции каталога в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе с 1 октября 2017 г. может включаться дополнительная информация о конкретных товарах, работах, услугах, в том числе информация о характеристиках таких товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели и требования к закупаемому товару, предусмотренные документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, в случае их неиспользования документация о закупке должна содержать обоснование необходимости использования других показателей и требований.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
С учетом норм указанных выше статей Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требования к объекту закупки в соответствии со своими потребностями и не должен обосновывать требования к характеристикам товара, если они соответствуют документам, применяемым в национальной системе стандартизации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2016 г. N1299-ст в качестве национального стандарта с 01.01.2018 г. введен в действие ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 33933-2016).
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 33933-2016 смеси белковые композитные сухие являются специализированными пищевыми продуктами, состоящими из белка молока (казеина и/или белков сыворотки молока), или изолята соевого белка, или белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) и изолята соевого белка, с добавлением одного или нескольких ингредиентов, включая минеральные вещества.
В соответствии с пунктами 5.2, 5.2.2, 5.2.3 ГОСТ 33933-2016 для изготовления смесей белковых композитных сухих используется, в том числе натуральное сырье молочного происхождения, минеральные вещества, минеральные смеси (премиксы), поэтому наличие в смесях белковых композитных сухих кальция соответствует этому стандарту.
В таблице 2 пункта 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 установлено содержание минеральных веществ в суточной порции смеси белковой композитной сухой, обогащенной минеральными веществами, - от 15,0 до 50,0 % включит. от нормы физиологической потребности в этом компоненте.
Из таблицы В3 Приложения В (обязательного) ГОСТ 33933-2016 следует допустимость содержания в 20 смеси белковой композитной сухой кальция в количестве от 150,00 до 500,0 мг включ., что при пересчете на 100 г. такой смести составит от 750,00 мг по 2500 мг. включ.
Таким образом, лечебное питание предполагает обогащение минеральными веществами, в том числе кальцием, всех вариантов стандартных диет, включая низкобелковую диету (НБД), назначаемую также пациентам с почечнокаменной болезнью. Нормы лечебного питания были разработаны ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" на основании научных данных и собственных исследований.
Согласно Методическим указаниям МР 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации", утвержденным 18.12.2008 г. Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уточненная физиологическая потребность в кальции для взрослых - 1000 мг/сутки (1 г/сутки).
Содержание в 100 г смеси белковой композитной сухой 1,85 г кальция соответствует ГОСТ 33933-2016, так как находится в переделах, установленных в таблице 2 пункта 5.1.3 ГОСТ 339333-2016 и в таблице В3 Приложения В этот стандарт. Данная позиция, а именно обоснованность требований к содержанию в смеси белковой композитной сухой кальция в 100 г подтверждается решением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по делу N 022/06/33-124/2021 от 04 марта 2021 г. и решением Иркутского УФАС России от 22.03.2021 года, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу N077/06/106-5076/2021 от 30.03.2021 и решением Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу N077/06/106-5002/2021 от 29.03.2021
Из изложенного следует, что включение в документацию об электронном аукционе требования о содержании в смеси белковой композитной сухой кальция в количестве не менее 1,85 г соответствует ГОСТ 33933-2016 и потребностям Заказчика. Это требование является обоснованным и соответствует Закону о контрактной системе, в том числе его статьям 33, 64.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в силу его статьи 1 определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков. Однако, этот Федеральный закон не регулирует описание объекта закупок.
В связи с этим, поскольку описание закупки соответствует Закону о контрактной системе, то такое описание является правомерным и не нарушает Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" в письме от 31.05.2021 г N N 410-01-23/585 дал дополнительные разъяснения к указанному в Вашем запросе письму, в котором указал, что ограничения использования смесей белковых композитных сухих, обогащенных кальцием, при организации питания в стационарах медицинских организаций, должны учитываться при индивидуализации лечебного рациона, то есть при назначение специальных или персонализированных диет. Требования к качеству и пищевой ценности СБКС, в том числе к содержанию кальция, регламентированы ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания смеси белковые композитные сухие Общие технические условия".
В "Описании объекта закупки" электронного аукциона Заказчик установил требование к закупаемой продукции (СБКС) в соответствии с ГОСТ 33933-2016, что указано в аукционной документации.
Согласно указанного Заказчиком ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия", объектом закупки должен являться специализированный продукт, предназначенный для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.
Так, в соответствии с приложением В.2 ГОСТ 33933-2016 Пищевая и энергетическая ценность в 100 г СБКС, используемых в стандартных диетах для диетического лечебного питания и питания в учреждениях (отделениях) социальной защиты, должна соответствовать следующим характеристикам:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Энергетическая ценность, ккал |
452,0 |
Белок, г |
40,0 |
Жир, г |
20,0 |
Углеводы, г |
30,0 |
в т.ч. пищевые волокна, г |
4,0 |
Согласно п.5.1.1. ГОСТа 33933-2016, С |
СБКС должны быть изготовлены в соответствии |
соответствии с требованиями настоящего стандарта по рецептурам и технологическим инструкциям с соблюдением требований, установленных в [1], [2], приложении А.
В соответствии с п.5.1.3 ГОСТа 33933-2016, химические показатели СБКС должны соответствовать нормам, указанным в таблице 2, из которой следует, что содержание витаминов и минеральных веществ в суточной порции СБКС, обогащенного витаминами и минеральными веществами, пребиотиками или соответствующими премиксами, %, от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте должно быть в интервале от 15 до 50 процентов.
Таким образом, в состав СБКС дополнительные ингредиенты изготовитель должен руководствоваться п.5.1.7 указанного ГОСТа, согласно которому содержание функциональных ингредиентов в соответствии с таблицей В.З (приложение В) с учетом рекомендованной физиологической потребности в витаминах и минеральных веществах для различных половозрастных групп взрослого населения и детей старше 3-х лет, согласно нормативным правовым актам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.
Согласно данной таблице, при добавлении дополнительных ингредиентов в состав СБКС должно быть включено в указанных интервалах следующее:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Кальций, мг |
от 150,0 до 500,0 включ. |
При этом, производитель ООО "АРТ Современные научные технологии" специализированного пищевого продукта для диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая "Дисо" "Нутринор", является единственным в настоящее время, СБКС имеет в своем составе 1.85г кальция в 100г.
В настоящее время эквивалент вышеуказанного данного товара отсутствует, так как Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая "Нормафуд" по заявлению производителя с января 2021 г не производится (что указано на официальном сайте производителя, а лактат кальция, заявленный в составе в данной смеси, составляет менее 5% (т.е. менее 50 мг кальция на 100 г продукта) и информация о количественном содержании не выносится на упаковку в соответствии с ТР ТС 022/2011.
Таким образом, заявленным характеристикам объекта закупки соответствует только один производитель СБКС "Дисо" "Нутринор".
В методических рекомендациях, на которые Заказчик ссылается в качестве обоснования, указанная характеристика отсутствует.
Таким образом, обоснование дополнительных характеристик, размещённое в составе аукционной документации, описывающее потребность в приобретении исключительно смеси белковой композитной сухой обогащенной кальцием в количестве не менее 1.85г на 100г., по своей сути, не является обоснованием необходимости применения характеристик, не предусмотренных КТРУ.
ГОСТ 33933-2016 не содержит указанного заказчиком значения: "Смесь белковая композитная сухая должна содержать кальций не менее 1,85г на 100 г.".
Допущенные нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
На участие в электронном аукционе подана 1 (одна) заявка.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энзовин Нутришн" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Наркологический диспансер" МЗ КК нарушение ч.3 ст.7, ч.2 ст.8, п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Наркологический диспансер" МЗ КК (Комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 августа 2021 г. N 1156/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2021