Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Приволжская ПМК" - Замараевой А.А. (действующая по доверенности от 03.08.2021), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Даниловой Ю.Р. (действующая по доверенности от 21.05.2021 N01-06-5), Горской К.В. (действующая по доверенности от 05.08.2021 года N01-06-10), Ходжаевой (действующая по доверенности N01-06-4 от 17.08.2020 года), надлежащим образом извещенных, в присутствии представителя государственного заказчика - Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области - Золиной Е.А. (действующая по доверенности Nб/н от 02.06.2021 года), надлежащим образом извещенной, рассмотрев жалобу ООО "Приволжская ПМК" на действия конкурсной комиссии государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и уполномоченного органа Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по объекту: "Улучшение водообеспеченности водного тракта между пр.Садовка и ильменем Харнур Лиманского района Астраханской области (реестровый N 0825500000721000382), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 02.08.2021 поступила жалоба ООО "Приволжская ПМК" (далее - Заявитель, Общество) на действия конкурсной комиссии государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее также - Заказчик) и уполномоченного органа Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" (далее также - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по объекту: "Улучшение водообеспеченности водного тракта между пр.Садовка и ильменем Харнур Лиманского района Астраханской области (реестровый N 0825500000721000382) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, действия конкурсной комиссии, выразившиеся в принятии к оценке документов ООО "Альянс Строй" по показателю нестоимостного критерия "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", а также в принятии к оценке документов ООО "Луна-Строй" по указанному показателю являются неправомерными и нарушают требования Закона о контрактной системе, поскольку вышеуказанные участники не обладают таким опытом.
Кроме того, по мнению Заявителя, конкурсная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 05.08.2021 года в 15 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
В указанный срок рассмотрение жалобы началось в присутствии представителя заявителя ООО "Приволжская ПМК" - Замараевой А.А. (действующая по доверенности от 03.08.2021), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Смагулова Р.Г. (действующий по доверенности N01-06-6 от 21.05.2021 года), Даниловой Ю.Р. (действующая по доверенности от 21.05.2021 N01-06-5) и в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей седы Астраханской области - Новиченко Ю.В. (действующая по доверенности Nб/н от 04.08.2021 года).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялись следующие перерывы:
1)до 14:00 06.08.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя ООО "Приволжская ПМК" - Замараевой А.А. (действующая по доверенности от 03.08.2021), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Смагулова Р.Г. (действующий по доверенности N01-06-6 от 21.05.2021 года), Горской К.В. (действующая по доверенности от 05.08.2021 года N01-06-10), Ходжаевой (действующая по доверенности N01-06-4 от 17.08.2020 года), надлежащим образом извещенных и в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей седы Астраханской области - Золиной Е.А. (действующая по доверенности Nб/н от 02.06.2021 года), надлежащим образом извещенной;
2) до 09:00 09.08.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя ООО "Приволжская ПМК" - Замараевой А.А. (действующая по доверенности от 03.08.2021), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Даниловой Ю.Р. (действующая по доверенности от 21.05.2021 N01-06-5), Горской К.В. (действующая по доверенности от 05.08.2021 года N01-06-10), Ходжаевой (действующая по доверенности N01-06-4 от 17.08.2020 года), надлежащим образом извещенных и в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей седы Астраханской области - Золиной Е.А. (действующая по доверенности Nб/н от 02.06.2021 года), надлежащим образом извещенной.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
11.06.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного конкурса и документация о нем (далее - конкурсная документация).
В извещение и конкурсную документацию вносились изменения.
Измененные редакции документов размещены на официальном сайте 01.07.2021 года, 02.07.2021 года (действующая редакция).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 101 145 742,00 рублей.
1.Согласно доводу Заявителя действия конкурсной комиссии, выразившиеся в принятии к оценке документов ООО "Альянс Строй" по показателю нестоимостного критерия "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", а также в принятии к оценке документов ООО "Луна-Строй" по указанному показателю являются неправомерными и нарушают требования Закона о контрактной системе, поскольку вышеуказанные участники не обладают заявленным опытом работы сопоставимого характера и объема.
В силу части 6 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, Комиссия Управления не уполномочена рассматривать доводы жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по указанным нестоимостным критериям. Однако Комиссия вправе проверить соблюдение конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки заявок, утвержденного конкурсной документацией.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Конкурсной документации критерий "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержит показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" (далее также - показатель "Опыт"), в рамках которого установлен следующий порядок оценки: "Оценка по настоящему показателю будет производиться на основании представленных участником открытого конкурса в электронной форме копий документов подтверждающих опыт участника открытого конкурса по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема.
Работами (услугами) сопоставимого характера и объема считаются работы (услуги) в области расчистки поверхностных водных объектов (статья 5 Водного кодекса Российской Федерации), выполненные (оказанные) в рамках заключенных и исполненных контрактов (договоров) за период с 2016 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявок участников закупки с идентификационными номерами NN 56 (Заявка ООО "Альянс Строй"), 96 (Заявка ООО "Луна-Строй"), поскольку открытые, общедоступные данные, находящиеся в сети "Интернет", не подтверждают наличие опыта вышеуказанных участников по успешному выполнению работ в области расчистки поверхностных водных объектов (статья 5 Водного кодекса Российской Федерации), выполненных (оказанных) в рамках заключенных и исполненных контрактов (договоров) за период с 2016 года по 19.07.2021 года.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 27.07.2021 NПРОII1 (далее - Протокол) участнику закупки с идентификационным номером 96 (Заявка участника ООО "Луна -Строй") по показателю "Опыт" присвоено 51,61 баллов (принято к оценке 16 контрактов/договоров), участнику закупки с идентификационными номером 56 (Заявка участника "Альянс Строй") по показателю "Опыт" присвоено 100 баллов (принят к оценке 31 контракт/договор)..
Представителями Заказчика и Уполномоченного органа на заседании Комиссии было пояснено, что участниками закупки с идентификационными номерами NN56, 96 в составе своих заявок на участие в электронном конкурсе были представлены документы (копии контрактов/договоров, актов выполненных работ к ним), которые удовлетворяют требованиям порядка оценки заявок участников закупки, установленного конкурсной документацией, и которые, соответственно были приняты к оценке.
Комиссией Астраханского УФАС России обратного не установлено.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявок участников закупки с идентификационными номерами NN56 (ООО "Альянс-Строй"), 96 (ООО "Луна-Строй").
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Однако, в ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям" в случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывает единицу измерения объема.
Вместе с тем, установленный Заказчиком в конкурсной документации порядок оценки критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Опыт" не содержит указание на единицы объема, что не позволяет однозначно определить предмет оценки (стоимость исполненных контрактов/количество исполненных контрактов).
Действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем установлении в Конкурсной документации порядка оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", нарушают требования части 4, 8, 9 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На рассмотрении дела представители Заказчика и Уполномоченного органа, а также члены конкурсной комиссии сообщили, что оценивали именно количество контрактов, предоставленных участниками конкурса в подтверждение опыта.
При этом запросы о предоставлении разъяснений конкурсной документации от участников закупки не поступали.
Также в Управление в установленный срок не поступали жалобы на положения конкурсной документации.
В Астраханское УФАС России поступали жалобы только на порядок рассмотрения вторых частей заявок.
При этом, как следует из указанных жалоб, у участников закупки не возникло вопросов о том, что именно оценивалось конкурсной комиссией.
С учетом изложенного, а также в связи с тем, что при рассмотрении и оценке вторых частей заявок каждого участника конкурса конкурсная комиссия оценивала только количество контрактов (договоров), предоставленных ими в подтверждение опыта, то есть конкурсная комиссия обеспечила равные условия для всех участников закупки, а также в связи с тем, что выявленные нарушения не влияют на результат определения победителя, Комиссия считает, что основания для выдачи Заказчику предписания, отсутствуют.
Кроме того, жалоба Заявителя содержит доводы, смысл которых сводится к несогласию с положениями конкурсной документации.
П.3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, установлено, что в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного конкурса дата окончания срока подачи заявок - 19.07.2021 10 час. 00 мин. Вместе с тем, жалоба Заявителя поступила в Управление 02.08.2021.
Таким образом, Заявителем нарушены сроки обжалования положений конкурсной документации, предусмотренные статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем доводы жалобы, связанные с оспариванием положений конкурсной документации, не подлежат рассмотрению Комиссией".
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Приволжская ПМК" на действия конкурсной комиссии государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области и уполномоченного органа Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по объекту: "Улучшение водообеспеченности водного тракта между пр.Садовка и ильменем Харнур Лиманского района Астраханской области (реестровый N 0825500000721000382) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области нарушившим части 4, 8, 9 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по объекту: "Улучшение водообеспеченности водного тракта между пр.Садовка и ильменем Харнур Лиманского района Астраханской области (реестровый N 0825500000721000382).
3.Предписание не выдавать.
4.Доводы жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по объекту: "Улучшение водообеспеченности водного тракта между пр.Садовка и ильменем Харнур Лиманского района Астраханской области (реестровый N 0825500000721000382) не рассматривать в соответствии с частью 6 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Доводы жалобы о несогласии с положениями документации открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по объекту: "Улучшение водообеспеченности водного тракта между пр.Садовка и ильменем Харнур Лиманского района Астраханской области (реестровый N 0825500000721000382) не рассматривать в связи с пропуском срока на их оспаривание в административном порядке на основании п.3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14.
6. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 9 августа 2021 г. N 030/06/54.3-1037/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2021