Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Абдрахманова И.Г. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в отсутствии представителей муниципального заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" и представителей прокуратуры Володарского района Астраханской области, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) и информация прокуратуры Володарского района Астраханской области (исх. N 21-2021/426-21-20120009, вх. N 7480), провела внеплановую проверку Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (адрес: 416170 Астраханская область, п. Володарский, ул. Маяковского, д.1; ИНН 3019017571) на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе:
- при заключении дополнительных соглашений к муниципальному контракту N 0125300004120000060 от 12.05.2020 (реестровый номер контракта 3301901757120000016);
- при направлении документов и информации в Управление Федерального казначейства по Астраханской области по муниципальному контракту N 0125300004120000060 от 12.05.2020 (реестровый номер контракта 3301901757120000016), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
26.07.2021 в Управление поступила информация прокуратуры Володарского района Астраханской области (далее - Заявитель) о нарушении муниципальным заказчиком Муниципальным казенным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее также - Заказчик) Закона о контрактной системе.
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 06.08.2021 в 13 час. 30 мин. по местному времени контролирующего органа.
В назначенное время к интернет-видеоконференции подключился руководитель муниципального заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Мухамбеталиев М.А.
Прокуратура Володарского района Астраханской области участие своих представителей в проведении внеплановой проверки не обеспечила, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Комиссия объявила перерыв до 14 час. 00 мин. 11.08.2021.
Прокуратура Володарского района Астраханской области и Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" участие своих представителей в проведении внеплановой проверки не обеспечили, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
В ходе проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
1. 09.04.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - единая информационная система) муниципальным заказчиком Муниципальным казенным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства" было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на разработку проектно-сметной документации по объекту: Строительство подъезда к с. Болдырево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Володарский-Цветное в Володарском районе Астраханской области (номер извещения: 0125300004120000060).
По результатам электронного аукциона победителем было признано общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙ" (Протокол подведения итогов электронного аукциона от 29.04.2020 N0125300004120000060-3).
12.05.2020 года между Заказчиком и общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙ" (далее - также ООО "СТРОЙ", Общество, Исполнитель) был заключен муниципальный контракт N 0125300004120000060 на разработку проектно-сметной документации по объекту: Строительство подъезда к с. Болдырево от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Володарский-Цветное в Володарском районе Астраханской области (реестровый номер контракта 3301901757120000016) (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель оказывает услугу в соответствии с требованиями технического задания (Приложение N 1).
Согласно пункту 3.1 Контракта Исполнитель оказывает услуги со дня, следующего за днем подписания муниципального контракта до 30.09.2020 г.
Пунктом 20.1 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) установлено, что срок предоставления проектной документации Заказчику до 30.09.2020 г. с положительным заключением государственной экспертизы.
24.09.2020 Заказчик и ООО "СТРОЙ" заключили дополнительное соглашение N1 к Контракту об изменении срока оказания услуг, а именно срок окончания оказания услуг увеличен с 30.09.2020 до 01.12.2020.
Дополнительным соглашением N 2 от 30.11.2020 срок окончания оказания услуг продлен до 31.01.2021.
Дополнительным соглашением N 3 от 25.01.2021 срок окончания оказания услуг продлен до 26.02.2021.
Однако частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;
8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 5.1 Контракта установлено, что Контракт может быть изменен по соглашению Сторон при снижении цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом количества услуг (объема работ, товара), качества услуги (работ, товара) и иных условий Контракта.
Согласно пункту 5.2 Контракта Заказчик по согласованию с Исполнителем вправе увеличить или уменьшить предусмотренное Контрактом количество услуг (объем работ, товара) не более чем на 10%. При увеличении количества услуг (объема работ, товара) по соглашению Сторон допускается изменение цены Контракта пропорционально дополнительному количеству услуги (дополнительному объему работ, товара) исходя из установленной в Контракте цены единицы услуги (работ, товара), но не более чем на 10% цены Контракта. При уменьшении предусмотренного Контрактом количества услуг (объема работ, товара) Стороны обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены единицы услуги (работы или товара).
То есть, указанными нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения сроков исполнения контракта.
Учитывая изложенное при исполнении контракта заключение дополнительного соглашения об изменении срока оказания услуг Законом о контрактной системы не предусмотрено.
Пунктом 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 установлено, что дополнительное соглашение, предусматривающее изменение сроков исполнения контракта, является ничтожным (пункт 2 статьи 168 ГК РФ, часть 2 статьи 8, пункт 2 статьи 34, пункт 1 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Заказчик, заключив дополнительные соглашения NN 1, 2, 3, которыми изменил сроки исполнения контракта, нарушил часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Предписание не выдавать.
2. Комиссией было установлено, что Заказчик нарушил срок направления в Управление Федерального казначейства по Астраханской области документов и информации по муниципальному контракту N 0125300004120000060 от 12.05.2020 (реестровый номер контракта 3301901757120000016), предусмотренных частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, для их последующего включения в реестр контрактов.
Согласно ч.1 ст.103 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Как следует из ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе, в реестр контрактов включаются следующие документы и информация:
1) наименование заказчика;
2) источник финансирования;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
5) дата заключения контракта;
6) объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;
7) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением информации о физическом лице - поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофондов и аналогичных фондов, о физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
8) информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены;
9) копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);
11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения;
12) идентификационный код закупки;
13) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
14) решение врачебной комиссии, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и пунктом 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, с обеспечением предусмотренного законодательством Российской Федерации в области персональных данных обезличивания персональных данных;
15) иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.
Подпунктом ж(1) пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" (далее - Правил) в реестр контрактов включается информация о гарантийных обязательствах, предусмотренных частью 4 статьи 33 Федерального закона, и о сроках их предоставления (при наличии), об обеспечении таких гарантийных обязательств (при наличии) и их размере.
Согласно пункту 12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах "а" - "ж(1)", "и", "и(2)", "м" и "о" пункта 2 настоящих Правил.
В соответствии с ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 ст.103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11, и 13 части 2 ст.103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе Заказчик должен был направить указанные акты в Управление Федерального казначейства по Астраханской области для размещения в реестре контрактов в следующие сроки:
Наименование контракта |
Наименование документа |
Регламентированная дата направления |
Фактическая дата |
N 0125300004120000060 от 12.05.2020 (реестровый номер контракта 3301901757120000016) |
Дополнительное соглашение N 2 к Контракту от 30.11.2020 |
07.12.2020 |
15.01.2021 |
Дополнительное соглашение N 3 к Контракту от 25.01.2021 |
01.02.2021 |
по состоянию на 11.08.2021 не размещен |
|
Дополнительное соглашение N 4 к Контракту от 24.02.2021 |
03.03.2021 |
по состоянию на 11.08.2021 не размещен |
Однако Заказчик в нарушение части 3 статьи 103 направил сведения, указанные в пункте 8 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, в уполномоченный орган с нарушением срока, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.
Основываясь на изложенном, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" нарушившим часть 3 статьи 103, часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе при заключении дополнительных соглашений NN 1, 2, 3 к муниципальному контракту N 0125300004120000060 от 12.05.2020 (реестровый номер контракта 3301901757120000016) и при направлении документов и информации в Управление Федерального казначейства по Астраханской области по муниципальному контракту N 0125300004120000060 от 12.05.2020 (реестровый номер контракта 3301901757120000016).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия
Руководитель Комиссии: Потылицын П.Л.
Участники Комиссии: Балтыкова Е.М.
Абдрахманов И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 11 августа 2021 г. N 030/06/95-1051/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2021