Резолютивная часть решения оглашена "11" августа 2021 г.
Решение изготовлено в полном объеме "12" августа 2021 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
*** |
Врио руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
*** |
Начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
*** - |
главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок, |
При участии посредством ВКС:
- *** - представителя уполномоченного органа Администрации Таштагольского муниципального района, по доверенности;
- *** - представителя заказчика Администрации муниципального образования "Таштагольский муниципальный район", по доверенности;
- *** представителя ООО "ИС-Проект", по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/33-1461/2021, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Администрацией муниципального образования "Таштагольский муниципальный район" законодательства в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139300007521000105 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство объектов теплоснабжения для обеспечения теплом потребителей сектора "Б" СТК "Шерегеш" с техническим перевооружением существующего источника теплоснабжения - центральной котельной пгт. Шерегеш", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
05.08.2021 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "ИС-Проект" (вх. N 5527э от 05.08.2021) на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Таштагольский муниципальный район" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139300007521000105 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство объектов теплоснабжения для обеспечения теплом потребителей сектора "Б" СТК "Шерегеш" с техническим перевооружением существующего источника теплоснабжения - центральной котельной пгт. Шерегеш"
По мнению заявителя, заказчик неверно установил критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
14.07.2021 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом Администрацией Таштагольского муниципального района были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139300007521000105 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство объектов теплоснабжения для обеспечения теплом потребителей сектора "Б" СТК "Шерегеш" и конкурсная документация.
Частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Разделом 2.1. конкурсной документации предусмотрено следующее:
1.1 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации в части квалификации трудовых ресурсов".
Квалификация трудовых ресурсов (наличие квалифицированных трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов с наличием высшего образования и профессиональной квалификации, относящимся к:
- водоснабжению
- водоочистке
- водоотведению
- теплоснабжению
- промышленному и гражданскому строительству
- электрохозяйству
- экологии и стажем работы (услуги) по специальности не менее 5 лет), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг)
Значимость показателя: 50% (коэффициент значимости критерия 0,5 (КЗ))
Предельно необходимое значение (Кпред): 10 человек.
К оценке принимаются подтвержденные сведения о трудовых ресурсах, которых участник закупки предполагает привлечь к выполнению работ в рамках исполнения Контракта - внесенных в национальный реестр специалистов в области подготовки проектной документации и имеющих опыт работы по специальности сопоставимого предмету конкурса не менее 5 лет.
- копии трудовых договоров;
- копии трудовых книжек и (или) выписки из трудовых книжек;
- информация с сайта http://nrs.nopriz.ru.
Представление копий документов о повышении квалификации, грамот, благодарственных писем, иных документов подтверждающих уровень знаний, умений, навыков и компетенции (данные документы оцениваются в комплексе).
В случае, если заявка на участие в конкурсе не содержит документы, подтверждающие обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, либо если в документах предоставлена не достоверная информация (проверка на сайте http://nrs.nopriz.ru), заявке на участие в конкурсе по указанному показателю, присваивается 0 баллов.
В случае наличия двусмысленного толкования и разночтений между информацией предоставленной участником и документами, подтверждающих информацию по данному показателю, приоритетной считается информация, содержащаяся в документах.
Формула расчета количества баллов, присуждаемых по показателю "наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
КЗ= 0,5;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Информация, которая не соответствует вышеуказанным требованиям, либо из её содержания, невозможно определить соответствие установленным требованиям, либо в случае невозможности прочтения текста копий документов, предоставляемых участником настоящего конкурса, не учитывается в оценке заявок участников.
Баллы, присуждаемые заявке по критерию "квалификация участников закупки", рассчитываются с учетом величины значимости критерия (умножаются на соответствующий указанному критерию "коэффициент значимости критерия оценки").
Для подтверждения квалификации участника закупки предоставляются копии трудовых книжек работников (копии выписок из трудовых книжек) или копии трудовых договоров, копии договоров гражданско-правового характера (в случае если трудовой договор не заключен), копии дипломов государственного образца, подтверждающих наличие квалифицированных трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов с наличием высшего образования и профессиональной квалификации, относящимся к водоснабжение, водоочистке, водоотведению, теплоснабжению, промышленному и гражданскому строительству, электрохозяйству, экологии и стажем работы (услуги) по специальности не менее 5 лет), выписки из Национального реестра не менее чем на 10 специалистов в области проектирования.
Кроме того, Комиссией кемеровского УФАС России установлено, что заказчиком был получен запрос на разъяснения и дан ответ из которого следует, что требование в документации п. 2.1 о выписке из Национального реестра на наличие не менее 10 специалистов не относится к предельно необходимому значению (Кпред). В данном пункте необходимо представить выписку из Национального реестра (при наличии) на имеющихся у Участника специалистов. Участник предоставляет выписку из Национального реестра, на то количество человек, которые у него имеются в штате.
Критерии включения сведений о физических лицах в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурного проектирования (далее НОПРИЗ) регламентированы приказом Минтсроя России от 06 апреля 2017 г N688/пр. В упомянутый реестр включаются сведения о физических лицах выполняющих различные виды работ в области архитектурно-строительного проектирования (перечень специальностей приведен в приложении N2 к приказу Минтсроя России от 06 апреля 2017 г N688/пр.). Наличие в штате организации специалистов, включенных в НОПРИЗ, подтверждает квалификацию участника закупки и является гарантией компетенции специалистов привлекаемых для выполнения работ.
Законодательством о контрактной системе не установлено ограничений в части определения предмета оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации", в связи с чем определение содержания данных показателей производится заказчиком самостоятельно, в том числе предмет оценки по показателю и перечень документов, которые должны быть представлены участником для оценки по показателю. Заказчик самостоятельно определяет какие именно документы и сведения являются подтверждением квалификации участника, необходимого заказчику.
Таким образом, каждый участник на равных и единых для всех участников условиях вправе предоставить документы, подтверждающие наличие необходимого заказчику опыта, что соответствует принципам контрактной системы - создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
При этом, согласно пункту 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. Таким образом, в случае если участник закупки не предоставляет документы по указанным выше показателям, его заявка также подлежит оценке на равных условиях в соответствии с конкурсной документацией.
Таким образом, положения конкурсной документации не противоречат Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 и положениям Закона о контрактной системе.
Заявитель также полагает, что установленное заказчиком требование о наличии опыта участника в части выполнения работ по проектированию объектов жилищно-коммунального хозяйства (теплоснабжение) является неправомерным.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Объекты инфраструктуры поселка городского типа Шерегеш являются объектами социальной значимости с повышенным требованием к обеспечению надлежащего уровня качества жизни граждан, Заказчиком установлены квалификационные требования, исключающие неквалифицированное проведение работ и, как следствие, нарушение безопасности объектов жилищно-коммунального хозяйства, требования к участникам закупки направлены на безопасную работу инфраструктуры и не ограничивают количество участников закупки.
Каждый участник на равных и единых для всех участников условиях вправе предоставить документы, подтверждающие наличие необходимого заказчику опыта, что соответствует принципам контрактной системы - создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Установленное Заказчиком требование о наличии опыта применяется в равной степени ко всем участникам закупки в связи с чем установление вышерассмотренного требования к участникам закупки, обусловлено его объективными потребностями.
Вместе с тем ООО "ИС-Проект" в комиссию не представлено доказательств неправомерности установления данного требования, а также доказательств ограничения участников закупки.
Как следует из положений конкурсной документации, пояснений заказчика по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации в части опыта выполнения работ" оцениваться конкурсной комиссией будет один контракт (договор) с наибольшим значением (ценой) данного контракта, который подтверждён государственной экспертизой сметной стоимости строительства. Стоимость одного такого контракта (договора) с учетом заключенных к нему дополнительных соглашений (при наличии) должна составлять не менее 60% от начальной (максимальной) цены контракта, установленной для данной закупки в настоящей конкурсной документации. Соответствующее требование указано в главе 2.2 конкурсной документации, где также приведена формула расчёта по данному критерию.
В связи с изложенным довод заявителя является необоснованным, нарушений требований ФЗ N44-ФЗ не установлено.
Заявитель полагает, что заказчиком допущена ошибка при установлении требований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Баллы |
Содержание предложения участника и особенности оценки |
100 |
Представлено: -полное технологическое описание последовательности и порядка выполнения работ по разработке всех разделов проектной и рабочей документации в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 16.02.2008 N 87; - квалифицированное описание порядка выполнения работ по обследованию; - квалифицированное описание порядка выполнения работ по проведению инженерно-геологических изысканий; - квалифицированное описание порядка выполнения работ по проведению инженерно-геодезических изысканий; - квалифицированное описание порядка выполнения работ по проведению инженерно-экологических изысканий; - квалифицированное описание порядка выполнения работ по проведению археологических изысканий Подробное описание Предложения о качестве работ, в том числе методологии выполнения работ, применяемых методических подходов и практических навыков, нормативно-правовой базы и технологий выполнения работ. Предоставление наиболее детализированного и содержательно проработанного предложения в отношении объекта закупки, наиболее полно отвечающего потребностям Заказчика. |
Требования Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" распространяется только на проектную документацию, однако пункт 4 Постановления гласит: "В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий". В данном случае Заказчиком подразумевается полный комплект документации как проектной, так и выполненный на ее основе рабочей необходимой для производства СМР.
Вместе с тем, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" относится к проектной документации и само по себе указание на ПП РФ от 16.02.2008 N 87 не свидетельствует о том, что оно распространяется на рабочую документацию.
Довод заявителя является необоснованным, нарушений требований ФЗ N44-ФЗ не установлено.
Заявитель также указывает на то, что в соответствии с п.1.2 технического задания целью выполнения работ является подключение планируемых к строительству потребителей тепла сектора "Б" спортивно-туристического комплекса "Шерегеш" к существующей производственно-отопительной котельной N5 с установленной мощностью 114 Гкал/ч, расположенной в пгт. Шерегеш, ул.Гагарина. Однако контрактом и ТЗ не предусмотрено строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос, существующей производственно-отопительной котельной N5, расположенной в пгт. Шерегеш,ул. Гагарина.
Установлено, что указание в составе проектно-изыскательских работ по объекту: по строительству объектов теплоснабжения для обеспечения теплом потребителей сектора "Б" СТК "Шерегеш" - технического перевооружения существующего источника теплоснабжения - центральной котельной пгт. Шерегеш" не только не противоречит положениями Закона о контрактной системе.
Модернизация объектов теплоснабжения согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения городского/сельского поселения.
Комиссия Кемеровского УФАС России, проанализировав конкурсную документацию, приходит к выводу, что в главе 4 и 5 ТЗ приводится перечень работ, выполнение которых необходимо произвести на начальной стадии (обследование источника теплоснабжения, основные технические решения) для дальнейшего принятия о способе передачи тепловой мощности к новому потребителю (сектора "Б" СТК "Шерегеш"), а именно: замена насосного оборудования и трубопроводов сетевого контура, либо строительство бойлерной для размещения оборудования, отдельного (параллельного существующему) сетевого контура.
В конкурсной документации отсутствует указание на необходимость разработки "Отдельного" комплекта документации на техническое перевооружение.
Довод заявителя является необоснованным, нарушений требований ФЗ N44-ФЗ не установлено.
С учетом того обстоятельства, что нарушений положений статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ Комиссией не выявлено, ограничение участников закупки не установлено, передача жалобы в соответствующее структурное подразделение Кемеровского УФАС России для рассмотрения на предмет соответствия действий заказчика требованиям статьи 17 Федерального закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является нецелесообразным.
Руководствуясь статьей 99, частью 6 статьи 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИС-Проект" на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Таштагольский муниципальный район" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139300007521000105 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство объектов теплоснабжения для обеспечения теплом потребителей сектора "Б" СТК "Шерегеш" с техническим перевооружением существующего источника теплоснабжения - центральной котельной пгт. Шерегеш" необоснованной.
2. Производство по делу N 042/06/33-1461/2021 прекратить
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
*** |
Члены Комиссии: |
**** |
|
*** |
-------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 12 августа 2021 г. N 042/06/33-1461/2021 (ключевые темы: участники закупок - конкурсная документация - тепловая энергия - антимонопольный орган - критерии оценки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2021