Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО Медико-Производственная компания "Елец" (вх. 12690) 02.08.2021 года на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница N 1 города Октябрьский при осуществлении закупки N 0301300280721000303 "Закупка изделии медицинского назначения (одноразовые системы для вливания инфузионных растворов)".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена в нарушение требований законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком представлена информация по закупке N 0301300280721000303.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что "Заказчик при описании объекта закупки допускает использование избыточных показателей и характеристик, не известных действующему ГОСТ на подлежащий поставке товар и описанию из соответствующей позиции КТРУ, что нацелено исключительно на ограничение конкуренции в закупке. (позиция N2)
Ч. 2 п. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обязывает заказчиков при описании объекта закупки в части установления требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара его потребностям, использовать стандартные показатели и требования, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. При этом описание объекта закупки по п. 2 устанавливает обязательное наличие в медизделии коннектора Луер Лок.
Так, требования к системам для переливания растворов сведены в ГОСТ 25047-87 "Устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения. Технические условия" и позиции каталога 32.50.50.000-00259. Соответственно они и должны стать основой для подготовки описания объекта закупки. При этом ни указанный ГОСТ, ни описание КТРУ не дают описание того, каким образом может быть реализован коннектор ЛУЕР-ЛОК в устройстве для переливания растворов. Указанный ГОСТ лишь указывает на возможность комплектации коннектором ЛУЕР. Более того, данный ГОСТ содержит требования к нагрузке, которую должны выдерживать детали устройств при растяжении. Указанному требованию соответствует соединение ЛУЕР. Проводя аналогию со шприцами инъекционными, требование о наличии в них крепления луер-лок может быть продиктовано необходимостью введения препаратов в надкостницу, поскольку при этом испытывается повышенное давление, а также необходимостью введения вязких препаратов. Устройства для переливания растворов (в простонародии капельницы) осуществляют введение препарата в вену под давлением собственной массы. Избыточное давление не характерно для данного вида медицинских изделий. Поэтому ГОГСТ устанавливает сравнительно не высокий показатель нагрузки при растяжении. Тем самым очевидно, что способ крепления иглы к трубке не является существенным, если он позволяет обеспечить ее надлежащую эксплуатацию по прямому назначению. В свою очередь он является индивидуализирующим признаком, характерным для конкретных производителей. В России зарегистрированы изделия с подобным способом крепления производства ООО "Спец Тех" г. Казань, регистрационное удостоверение РЗН 2019/8372 от 20.05.2019 г.
При этом, наборы (системы, устройства) для переливания в Российской Федерации производятся несколькими заводами-изготовителями. В их числе ООО "Виробан" (Московская обл.), ООО "МПК "Елец" (Липецкая обл.), АО "Синтез" (Курганская обл.). Товар данных производителей зарегистрирован в установленном порядке, медицинские изделия допущены к обращению на территории РФ. Ни один из них не изготавливает системы с коннектором Луер Лок, потому что для систем переливания растворов это абсолютно нецелесообразно.
Более того, в техническом задании по позиции 2 указано, что системы инфузионные в своем комплекте содержат еще фиксирующую повязку и иглу - бабочку. Согласно описанию объекта закупки, состав устройства должен полностью соответствовать регистрационному удостоверению. В регистрационном удостоверении ООО "Спец Тех" так же указаны абсолютно идентичные технические характеристики товара.
На основании вышеизложенного становится очевидно, что требуемые медицинские изделия под позицией 2 изготавливаются единственным производителем, и не имеют абсолютно никаких аналогов как на территории Российской Федерации, так и зарубежных стран."
В соответствии с позицией 2 технического задания по закупке N 0301300280721000303 "Закупка изделии медицинского назначения (одноразовые системы для вливания инфузионных растворов)" Заказчику требуется следующий товар:
Заявитель в жалобе ссылается на следующий показатель:
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе:
6. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 24.11.2020) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
4. Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
5. Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
6. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В техническом задании указано следующее:
Заказчик установил обоснование необходимости разъёма типа Луер-Лок. Также Заказчиком предоставлены письменные пояснения, в которых указывается: "ГОСТ 25047-87 содержит чертежи инфузионных систем, в которых указано "инъекционная игла с конусом "Рекорд" или "Луер". При этом указание на конкретный вид конуса Луер (Луер-Слип или Луер-Лок) отсутствует, следовательно, ГОСТ 25047-87 допускает использование конусов Луер обоих типов.
Также следует отметить, что в государственных стандартах установлены лишь минимально необходимые требования к характеристикам товара, что допускает возможность повышения эксплуатационных характеристик производителями товара.
Соединение типа Луер-Лок по позиции 2 технического задания является значимым для Заказчика.
Коннектор типа Луер-Слип (от английского Slip - скользить) предполагает просто надевание иглы на конус и удержание иглы за счет силы трения. Коннектор типа Луер-Лок (от английского Lock - замок) имеет резьбу, поэтому игла надевается путем накручивания на конус, что исключает соскальзывание иглы с коннектора.
Заявитель считает, что соединение типа Луер-Лок является избыточным и несущественным, поскольку вливание препаратов происходит под давлением собственной массы.
Однако игла слетает с системы не под действием давления в системе, как считает заявитель, а по причине внешнего физического воздействия.
Так, при проведении внутривенных вливаний пациентам с психомоторным возбуждением и иными состояниями, сопровождающимися двигательным беспокойством (когда пациент "дергается" - совершает резкие неумышленные движения конечностями), игла может отсоединиться от резкого движения рукой.
Как видно из технического задания, инфузионное устройство из позиции N2 изготовлено из светозащитного материала, то есть предназначено для введения растворов, проявляющих химическую нестабильность под действием света.
Одним из таких препаратов является Мексикор - противосудорожное средство, то есть оно как раз применяется для вливания пациентам с двигательным беспокойством.
Таким образом, соединение типа Луер-Лок исключает возможность отсоединения иглы при проведении внутривенных вливаний пациентам с состояниями, сопровождающимися двигательным беспокойством, в то время как использование соединения Луер-Слип в аналогичных случаях создает ненужные риски отсоединения иглы."
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств обоснованности довода.
На участие в закупке подано 3 заявки.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанные Заказчиком показатели закупаемых товаров противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Далее Заявитель в жалобе указывает, что "требуемые медицинские изделия под позицией 2 изготавливаются единственным производителем, и не имеют абсолютно никаких аналогов как на территории Российской Федерации, так и зарубежных стран".
При этом Заказчиком предоставлена сравнительная таблица закупаемых в том числе по позиции 2 технического задания товаров, в соответствии с которой требованиям позиции 2 технического задания по закупке N 0301300280721000303 "Закупка изделии медицинского назначения (одноразовые системы для вливания инфузионных растворов)" соответствуют следующие товары:
РЗН 2019/8372 от 20.05.2019 г.,
ООО "Спец Тех", Россия |
ФСЗ 2008/03149 от 19.11.08 Shandong Protos Medical Products Co., Ltd. |
ФСЗ 2009/05610 от 18.12.09
Wenzhou Beipu Science & Technology Co., Ltd. |
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
На участие в электронном аукционе подано 3 заявки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств обоснованности довода.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные Заказчиком в документации об Аукционе соответствуют единственному производителю.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Медико-Производственная компания "Елец" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 6 августа 2021 г. N ТО002/06/105-1571/2021 (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - изделия медицинского назначения - техническое задание - участники закупок - условные обозначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2021